Pg56.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам

Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам

Мы работаем в рамках Российского законодательства и несем ответственность за качество предоставленных услуг. Это гарантия профессионального обслуживания, с которым не возникает проблем у водителей, выезжающих в рейс.

В своей работе мы учитываем:

  • Закон №17 от 18/01-17, который внес поправки в Приказ Министерства Транспорта РФ №152 (18/09-08)
  • Приказ №835 «Об утверждении порядка проведения предрейсовых, предвоенных (послевоенных) медосмотров»
  • Другие нормативно-правовые акты, касающиеся предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения

Существует ряд требований, которые необходимо учитывать при переходе на дистанционные осмотры:

перед переходом на удаленные осмотры специалисты должны пройти очное обследование у терапевта с целью выявления хронических заболеваний. В случае их наличия работник ставится на особый учет;

при переходе на удаленные медосмотры специалисты должны раз в 6 месяцев проходить очное обследование у лечащего врача.

По сути, подобные нововведения никак не меняют прежний порядок вещей — обязательные медкомиссии были и раньше. Единственное — перед переходом на дистанционные медосмотры нужно будет обновить базу данных по состоянию здоровья сотрудников.

h2 Проведение медосмотров вне лицензированного кабинета

Еще один вопрос, который смущает многих предпринимателей, заключается в том, не перечат ли дистанционные осмотры установленному требованию о проведении медосмотров в лицензированном кабинете. Давайте разбираться.

В соответствии с Приказом Минздрава №965Н, а именно частью III, определяется перечень видов деятельности, в которых применяются телемедицинские технологии.

В нем определено, что предрейсовый медконтроль относится к медико-санитарной помощи, для которой допустимо проведение осмотра в любой точке, в т.ч. вне стационара и кабинета врача.

Соответственно, дистанционные предрейсовые осмотры непосредственно на предприятии являются допустимыми и абсолютно законными!

Наши преимущества:

Консультация.pngорганизуем не только проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, но и консультирование в подготовке и ведении всей необходимой служебной документации
Цены.pngведем гибкую договорную ценовую политику, учитывая все возможные пожелания Заказчика.
Команда врачей.pngкоманда из специалистов-практиков с большим опытом работы.

Мы организуем не только непосредственное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, но и в случае необходимости наши специалисты организуют работу медицинского кабинета.

ВАЖНО! Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры могут проводиться только медицинским персоналом, имеющим соответствующие сертификаты и работающим в учреждении, имеющем медицинскую лицензию на оказание этого вида деятельности. Во всех остальных случаях – это нарушение законодательства РФ!

НЕОБХОДИМО! Для организации предрейсового осмотра водителя:

1. Заключить договор с медицинской организацией
ИЛИ
2. Получить лицензию для своего предприятия на право проводить предрейсовый медицинский осмотр.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация:

  • организации предрейсовых медосмотров;
  • содержания медосмотров;
  • проведения отдельных процедур в рамках медосмотров;
  • условий проведения медосмотров;
  • критериев допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • обязанностей медучреждений, которые проводят медосмотры.
Читайте так же:
Как ликвидировать ООО с долгами

Структуру приказа о прохождении медосмотра сотрудниками предприятия смотрите здесь.

Можно ли взыскать штраф с водителя, который ему выписали за выход на линию без предрейсового медицинского осмотра? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Процедура предрейсового медосмотра для водителей: введен ли новый закон

Никаких изменений в законы РФ в части процедуры медосмотра в течение 2021 года не вводилось.

Процедура прохождения осмотра регламентирована вышеуказанным Порядком, установленным еще в 2015 году:

  1. Медработник проводит внешний осмотр и измеряет основные показатели. Особое внимание уделяется исследованию на предмет наличия токсических веществ (в первую очередь алкоголя). При наличии внешних признаков опьянения дополнительно берется проба мочи.
  2. Если осмотр проводится медработником со средним специальным образованием, при наличии оснований полагать, что работник находится в состоянии временной нетрудоспособности или под воздействием токсичного фактора, его направляют в лечебное учреждение для последующего оказания первичной медпомощи.
  3. Вся информация заносится в специальный журнал. По результатам осмотра выносится один из 2 видов заключений о состоянии здоровья и возможности приступить к работе:
    • отрицательное (при этом работнику выдается справка);
    • положительное, которое заносится в путевой лист (путем проставления штампа).
  4. Итоги осмотра доводятся до сведения администрации.

Важно! Если состояние здоровья препятствует выполнению трудовой функции, работодатель согласно ст. 76 ТК РФ обязан отстранить сотрудника от работы с составлением соответствующего акта.

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Независимо от того, сколько в организации водителей, работодатель обязан за свой счет проводить для них предрейсовые медосмотры. Штрафы за нарушение предусмотрены серьезные: до 130 000 рублей за одного водителя.

Мы предлагаем три готовых решения, как наиболее выгодно организовать предрейсовые медосмотры в зависимости от численности водителей.

Способ 1. Если у вас транспортная организация

Организовать предрейсовые медицинские осмотры работодатель может собственными силами. Такой вариант подойдет для крупных компаний с многочисленным штатом сотрудников и сменными графиками работы. Работодатель должен быть готов к значительным вложениям сил, времени и денег на выполнение требований законодательства.

Чтобы проводить предрейсовые медосмотры внутри организации, работодатель имеет право включить в штат должность медицинского работника и создать подразделение, которое будет оказывать медицинскую помощь работникам организации (ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Учтите, что предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В том числе, если предрейсовые осмотры проводит медицинский работник, который состоит в штате работодателя (п. 8 приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности)

Как оснастить помещение для медицинских осмотров

Медицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна — для проведения осмотров, вторая — для отбора биологических сред.

Читайте так же:
Договор аренды или договор найма квартиры: в чем отличие?

Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:

— письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

— прибор для определения артериального давления — 2 штуки, термометр — 3 штуки, стетофонендоскоп — 2 штуки;

— прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе — 2 штуки;

— алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры — 2 штуки, экспресс-тесты на наркотики — 10 штук;

— столик для медицинского оборудования — 1 штука;

— шпатели медицинские — 10 штук;

— сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи — 1 штука;

— оборудованная комната для отбора биологических сред;
— средства связи.

Способ 2. Если в организации работает несколько водителей

Если в организации водителей мало — например, три, то создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. В этом случае экономически выгодно проводить осмотры в медицинской организации. Преимущества: не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.

Для проведения осмотров заключите договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

  • обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;
  • повышать квалификацию медработника;
  • предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;
  • заполнять журнал медосмотров.

Способ 3. Если в организации несколько удаленных подразделений и в каждом есть водители

Еще один вариант организации предрейсового медицинского осмотра — проводить его на территории работодателя, но с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения. В этом случае работодатель не тратит время, силы и деньги на доставку работников до медицинской организации и обратно. Кроме того, не нужно получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Если работодатель решает привлечь работников сторонней медицинской организации, следует заключить договор. Проверьте, чтобы медицинская организация внесла ваш адрес в свою лицензию.

Осуществлять медицинскую деятельность можно только по адресам, которые прописаны в лицензии (ст. 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»). Если медицинская организация планирует проводить предсменные медосмотры по новому адресу, который не указан в лицензии, ее нужно переоформить (ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 8 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).

Если медицинская организация не включит в лицензию адрес места, где будет проводить медицинский осмотр ваших сотрудников, надзорные органы могут признать результаты осмотров недействительными.

Для медицинских организаций, которые допускают нарушения требований лицензирования, предусмотрены административные взыскания. В частности, штраф до сорока тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

Читайте так же:
Налоговая вызвала дать пояснения

Чем грозит нарушение порядка проведения предрейсового медосмотра

  • для водителя — от 1000 до 1500 рублей;
  • для медработника, проводящего осмотр, — от 2000 до 3000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей (примечание к ст. 11.32 КоАП РФ) и юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Как работодателей привлекают к ответственности: судебная практика

Если инспектор ГИБДД установит состояние алкогольного опьянения у водителя во время исполнения должностных обязанностей, то накажут и водителя, и работодателя. Инспектор выдаст протокол водителю по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. После изучения путевого листа и договора аренды транспортного средства работодателя привлекут к административной ответственности по статье 12.32 КоАП РФ. Штраф — 100 000 рублей (пример — постановление Архангельского областного суда от 19 сентября 2014 г. по делу № 4а-325).

Учтите, что если после выплаты административного штрафа по статье 12.32 КоАП РФ работодатель захочет взыскать его с работника, суд может отклонить такое требование. Штраф на работодателя не признают ущербом, который работник причинил во время исполнения своих трудовых обязанностей (пример — апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18 ноября 2014 г. по делу № 33-9744-2014).
Андрей КРЕТОВ, эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва).

Эксперты поддержали законопроект Минздрава о телемедицинских осмотрах работников

Телемедицинские технологии в ближайшее время смогут расширить сферу своего применения. Минздрав разработал законопроект, который призван закрепить использование телемедицины при проведении медосмотров для обеспечения безопасной деятельности в энергетике, транспортной отрасли, а также на химических производствах. Накануне внесения документа в Госдуму состоялось его широкое обсуждение в рамках «круглых столов». Эксперты поддержали предлагаемые изменения в законодательство и отметили преимущества внедрения цифровых технологий в процессы медосмотров.

Испытание цифрой

Пандемия значительно ускорила внедрение телемедицины, искусственного интеллекта, новых подходов к диагностике. И сегодня в этом направлении уже есть первые подвижки на законодательном уровне. Госдума 18 мая приняла в первом чтении законопроект, направленный на совершенствование организации проведения медицинских осмотров работников угольной промышленности. В первую очередь это касается работников, занятых на подземных работах, порядка реабилитации тех, чья трудовая деятельность связана с вредными и опасными условиями труда.

Логичным продолжением этой инициативы стал законопроект Минздрава о телемедицинских осмотрах. Документ допускает проведение медосмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации и дистанционный контроль состояния здоровья работников.

В пояснительной записке подчеркивается, что применение телемедицинских технологий «не отменяет традиционных предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров и является правом работодателя».

Документ затрагивает деятельность работников энергетики, транспортной отрасли, химических производств и предполагает внесение изменений в Трудовой кодекс, законы об охране здоровья граждан, железнодорожном транспорте, электроэнергетике, химическом оружии, безопасности дорожного движения.

Накануне состоялось широкое обсуждение законопроекта в рамках «круглых столов» на площадках «Опоры России» и Госдумы. В заседаниях приняли участие представители профильных министерств и ведомств, специалисты здравоохранения, депутаты. Эксперты поддержали законодательную инициативу, отметив своевременность внедрения цифровых технологий в практику медосмотров.

Читайте так же:
Претензия должнику - пошаговое взыскание долга в 2022 году

Объективный принцип

Как отметил заместитель министра здравоохранения Олег Салагай, медицинский осмотр с возможностью применения медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации, «сформировался, и такой подход поддерживается и стороной работников, и стороной работодателей».

«Мы говорим не о любых изделиях, которые могут применяться для организации соответствующих осмотров, ‒ уточнил он. ‒ Мы говорим лишь о тех, которые зарегистрированы в качестве медицинских. Это очень важно. Качество и безопасность такого рода изделий оценена контролирующим органом. Это значит, что объективность предоставляемой информации также соответствует тем уровням, которые требуются в международном сообществе».

«Проектом закона не предлагается создание дополнительного вида медицинского осмотра, как многие думают», ‒ подчеркнул заместитель директора Департамента общественного здоровья, коммуникации и экспертной деятельности Минздрава Максим Некрасов. По его мнению, медосмотры с использованием средств телемедицины будут востребованы в крупных компаниях, которые хотят осуществлять комплексное наблюдение за состоянием здоровья своих сотрудников.

Эта информация будет поступать в единый цифровой контур, пояснил он. При этом основная задача ‒ своевременное выявление заболевания у сотрудника и определение возможности его допуска до выполнения профессиональных обязанностей, что призвано снизить число трагичных ситуации во время их выполнения.

Еще одно преимущество новых подходов обозначил член Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских. По его словам, применение подобных технологий способно исключить субъективность медработников, дает возможность «видеть объективную картину по здоровью человека».

Мера воздействия

Особое внимание участники заседаний заострили на самой многочисленной профессии из предложенного Минздравом перечня ‒ на водителях транспортных средств. Согласно статистике, которую привел первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев, около 84% ДТП происходят по вине водителей. По данным ГИБДД, за 2019 год общее количество ДТП составило 164 458 случаев, количество погибших ‒ 16 981, раненых и пострадавших ‒ 210 тыс., а по данным общероссийской общественной организации «Деловая Россия», каждая третья отметка в путевом листе о прохождении медицинского предрейсового медицинского осмотра профессиональным водителем получена фиктивно. В крупных городах этот показатель достигает 60%.

Как сообщил заместитель начальника Главного управления ГУОБДД МВД России Николай Шеюхин, в 2020 году сотрудниками Госавтоинспекции выявлено более 24 тыс. нарушений порядка предрейсового медицинского осмотра. В истекшем периоде 2021 года ‒ более 10 тыс. Эти данные результатов контрольно-надзорной деятельности свидетельствуют о фактах игнорирования субъектами транспортной деятельности требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, указал он.

Медосмотры с помощью средств телемедицины будут наиболее востребованы в удаленных уголках нашей страны, добавил представитель МВД, поскольку сегодня «найти квалифицированного медика и выстроить систему работы крайне сложно».

«В условиях относительного дефицита медицинских кадров именно первичная диагностика, определение тактики лечения, маршрутизация пациентов, последующее мониторирование здоровья пациентов, социальное мониторирование стали просто незаменимы, ‒ подчеркнул председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. ‒ Эта же задача у нас есть и в транспортной медицине. Мы не можем в каждую автоколонну посадить врача, мы даже фельдшера не можем туда посадить». Поэтому при наличии периодических медицинских осмотров и грамотно выстроенной диспансеризации телемедицинские технологии будут серьезным подспорьем в решении этой проблемы и будут востребованы.

Читайте так же:
Какие документы нужны для КАСКО, все варианты оформления.

«Принятие необходимых законов и нормативно-правовых актов решит вопрос кардинально, ‒ уверен заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству, координатор федерального проекта «Безопасные дороги» Владимир Афонский. ‒ Водитель будет управлять транспортом с нормальным давлением, пульсом, и у нас будет меньше аварий на дорогах. Ну и, конечно, с учетом нехватки, по разным оценкам, порядка 300 тысяч медработников для проведения очного предрейсового осмотра водителей это решит вопрос, и в том числе с оценкой состояния здоровья тех, кто садится за руль».

Рекомендовано принять

По словам главного внештатного специалиста ‒ профпатолога Минздрава, директора НИИ медицины труда им. акад. Н.Ф. Измерова Игоря Бухтиярова, накоплен опыт использования аппаратно-программных средств, в том числе телемедицинских, для контроля всех видов осмотра, включая предсменные, на протяжении смены и после нее. В стране существует широкий спектр предложений этих технологий, но требуется нормативное обеспечение, чтобы они работали самостоятельно.

«Вместе с тем надо признать, что само по себе их наличие не лишает необходимости их интеграции, контроля и обобщения, ‒ подчеркнул он. ‒ Нами вместе с Мосгортрансом прорабатывается пилот по интеграции всех этих систем управления, чтобы их можно было просматривать, документировать, вести учет и смотреть легальность в том числе подключения этих устройств на тех или иных предприятиях в транспортной отрасли и медицинских организациях. Речь идет о том, что нужно иметь реестр всех медицинских заключений, выданных как по результатам предрейсовых, так и периодических осмотров. При наличии реестра, то есть это будет реестр уполномоченных медицинских организаций, и риск «липовых» медосмотров будет существенно уменьшен».

Председатель рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере трудовых отношений и охраны труда, член совета Министерства труда и социальной защиты и член Управления ФСС Наталья Ушакова указала на необходимость дополнительной проработки двух правовых направлений. Во-первых, это валидация программного обеспечения. Во-вторых, разработка технических требований по дистанционной поверке и калибровке программно-аппаратных комплексов, которые являются медицинскими изделиями.

«Врачи должны точно быть уверены в том, что те данные, те параметры, которые приходят, поступают с калиброванных, проверенных приборов, ‒ отметила она. ‒ Это, безусловно, тема будущего, но о ней нужно помнить для того, чтобы можно было обеспечить качество, эффективность и безопасность использования медицинских изделий».

По итогам «круглого стола» в Госдуме эксперты рекомендовали к принятию законодательную инициативу Минздрава. В резолюции подчеркивается, что внедрение цифровых технологий в процессы медицинских осмотров «в полной мере коррелирует с общественными интересами и отвечает потребностям стремительно меняющегося мира, снижает производственные риски и исключает возможность фальсификации результатов».

В документе также отмечается, что действующее законодательство нуждается в совершенствовании в части установления возможности проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров с применением телемедицинских технологий. Это изменение может быть внесено в статью 220 Трудового кодекса Российской Федерации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector