Pg56.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок взыскания компенсации с виновников ДТП с помощью судебных приставов

Порядок взыскания компенсации с виновников ДТП с помощью судебных приставов

Чтобы привлечь к ответственности и взыскать компенсацию с виновников ДТП, пострадавшим нередко приходится обращаться в суды. Однако даже когда правосудие оказывается на стороне потерпевших, получить положенные выплаты оказывается не так просто. Должники игнорируют решение суда, оставляя пострадавших предоставленным самим себе даже в случае, когда им требуются серьезные средства на восстановление здоровья. «Газета.Ru» рассмотрела ситуации, в которые попадали пострадавшие в ДТП, и разбиралась, что же делать гражданам, оказавшимся в схожем положении.

Как взыскиваются долги

Процедура взыскания денежных средств четко регламентирована законодательством. Сначала судебный пристав возбуждает исполнительное производство. Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе УФССП по Пермскому краю, в таком случае должнику дается время на добровольную выплату требуемой суммы. Одновременно с этим пристав-исполнитель выявляет принадлежащее должнику имущество. Если должник добровольно не исполняет обязательств, к нему применяются меры принудительного взыскания. А именно:

обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном счете; удержание денежных средств из заработной платы и иных доходов; арест имущества и его последующая реализация.

Если долг есть, а имущества нет

Нередко случается, что у должника нет постоянного источника дохода, а в личной собственности нет никакого имущества. Именно с такой ситуацией еще в 2001 году столкнулся житель Перми Игорь Ардашев. Тогда предприниматель Станислав Макуров наехал на него при переходе дороги. Серьезная травма позвоночника приковала Ардашева к постели. Было заведено уголовное дело. После медэкспертизы в крови Макурова было зафиксировано 2,9 промилле — в таком состоянии далеко не каждый сможет передвигаться хотя бы на своих двоих. Этот факт виновник аварии объяснил тем, что находился после ДТП в стрессовом состоянии и, несмотря на запрет употребления алкоголя после происшествия, все же выпил. К уголовной ответственности бизнесмена тогда так и не привлекли. Ардашевы обратились в суд с иском о взыскании материального и морального вреда.

В начале 2005 года было заключено мировое соглашение, согласно которому Макуров должен был выплатить пострадавшему порядка 188 тыс. руб.

Однако долг предприниматель так и не заплатил. По данным местных СМИ, судебные приставы обнаружили, что у Станислава Макурова решительно ничего нет. Тем не менее, как сообщил адвокат Ардашевых Анатолий Саламатов,

у Макурова в совместной собственности с супругой находится автомобиль Cadillac, кроме того, он владеет 90-процентной долей в компании «Стомадент». Но по факту человек оказался абсолютно неплатежеспособным: за 14 лет он не сумел выплатить Ардашеву и 20 тыс. руб.

При этом Игорю Ардашеву сейчас 74 года, его супруге — 75. На лекарства и перевязочные материалы ежедневно требуются немалые средства..

Как прокомментировали «Газете.Ru» в пресс-службе УФССП по Пермскому краю,

в таком случае законодательство предусматривает обращение взыскания на долю должника в общем совместном имуществе.

Согласно ст. 255 ГК РФ, такое решение возможно только при ряде условий. А именно — если личного имущества должника недостаточно для погашения задолженности перед кредитором. Еще один фактор — установлен факт наличия у должника общей совместной собственности. И, наконец, в случае, если кредитор обращается с требованием о так называемом выделе доли должника из состава общего имущества для дальнейшего обращения на нее взыскания.

В зависимости от вида имущества, находящегося в совместной собственности супругов, существуют особенности обращения взыскания.

К примеру, если вещь в совместной собственности супругов является делимой, то реальный выдел доли должника осуществим. И особых проблем с обращением взыскания на долю должника не возникает.

Судебный пристав может принять меры по аресту данной вещи, а кредитор может обратиться в суд с требованием о выделе доли.

Другое дело, когда вещь, в праве собственности на которую должник имеет долю, разделить невозможно. Например, это транспортное средство, гараж, однокомнатная квартира. В таком случае не исключено, что супруг должника может не согласиться на выдел его доли из общего имущества.

Читайте так же:
Трудовой договор с иностранным гражданином – образец 2022

Тогда применяется правило, установленное абзацем 2 ст. 255 ГК РФ. Согласно ему, кредитор вправе требовать продажи должником своей доли остальным участникам общей собственности по цене, соразмерной рыночной стоимости этой доли, а вырученные средства направить на погашение долга.

В пресс-службе УФССП по Пермскому краю отметили, что в ситуации с Макуровым пострадавшие имеют право истребовать его долю во владении автомобилем Cadillac.

Если должника не найти

Одной из главных проблем на пути решения суда сами приставы называют невозможность найти непосредственно самого должника или его имущество. Например, у него может не быть банковских карт, постоянной прописки. «В таком случае объявляется розыск должника и его имущества. Чтобы побудить должника к оплате долга, судебными приставами применяется одна из самых эффективных мер воздействия на неплательщиков — ограничение права на выезд за пределы России», — отмечают пермские приставы.

Но дело может усугубляться тем, что должник продолжает скрываться от приставов, а за границу ему, вопреки их убеждениям, выезжать вовсе не нужно.

С такой ситуацией столкнулась еще одна читательница «Газеты.Ru».

Несмотря на все усилия, имущество, за счет которого может быть удовлетворено требование взыскателя, выявлено не было. Кроме того, самого должника за все это время обнаружить так и не удалось.

Приставы признают, что если у должника так и не обнаружилось никакого имущество, а найти его так и не получилось, то исполнительное производством может быть окончено согласно ст. 46 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Отметим, что, как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе УФССП России по Москве, взыскание штрафов, наложенных специально уполномоченными органами, и компенсаций пострадавшим в ДТП остается одним из наиболее актуальных направлений работы столичных приставов. Так, по данным службы, в 2014 году на исполнении находилось шесть исполнительных производств о выплате компенсаций пострадавшим в ДТП на сумму более 870 тыс. руб. За восемь месяцев 2015 года на исполнение поступило восемь исполнительных производств данной категории на сумму более 1,37 млн руб.

Ждать, пока появятся деньги

Глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин объяснил «Газете.Ru», что в случае, если у должника нет никаких средств, то выплат с его стороны действительно придется ждать годами — когда он вновь начнет зарабатывать или получит наследство. При этом Травин считает нелепой ситуацию, когда пострадавшим самим приходится постоянно ходить по инстанциям в попытках получить причитающиеся компенсации.

«Если с человека нечего взять, у него нет денег, то по закону производство в отношении такого гражданина может возобновиться тогда, когда у него появятся средства, — говорит Травин «Газете.Ru». Это издержки наших гражданских норм. В идеале нужна некая организация, которая могла бы сама на федеральном уровне контролировать эти процессы и на блюдечке приносить выплаты пострадавшим. Иначе получается цинично: государство заявляет, что все делает для защиты прав граждан, а в таком распространенном вопросе все перекладывается на плечи того, кому должны».

При этом Травин отметил, что брать на себя эти обязательства судебным приставам просто невыгодно.

«У судебных приставов нет никакой финансовой заинтересованности, — говорит правозащитник. — К сожалению, они получают зарплату, и премиальные для них — большая удача. С тем объемом работы, что наваливается на службу, приставам просто не до таких должников. С них требуют в первую очередь работать на интересы государства. Например, взыскивать долги по штрафам ГИБДД, другие крупные штрафы, которые могут пополнить бюджет. А до того, вернул ли Иванов свой долг Сидорову, государству нет никакого дела».

Как возместить убыток после ДТП

В среднем за год в аварии попадают более 1,6 миллиона российских водителей. Основной инструмент возмещения убытков — страховка. Альтернативный вариант — взыскивать компенсацию напрямую с виновника аварии. Рассмотрим, на какое возмещение можно рассчитывать и как правильно его получить.

Читайте так же:
Банк запросил документы 115-ФЗ Что делать?

Кто получает возмещение и в каком размере

Проще всего владельцу полиса каско: он может восстанавливать автомобиль за счет страховщика независимо от того, является ли он пострадавшей стороной в ДТП или сам виноват в аварии. Страховая отремонтирует автомобиль и после стихийных бедствий или неправомерных действий третьих лиц, если соответствующие риски прописаны в договоре страхования. Каско покрывает все расходы за вычетом франшизы (об этом — чуть ниже).

При отсутствии каско виновник аварии не получает ничего, а пострадавшая сторона имеет право возместить убыток по ОСАГО. Если авария оформляется с привлечением полиции, то максимальный размер компенсации по «автогражданке» — 400 000 руб. При использовании европротокола лимит компенсации ограничен 100 000 рублей. На половину начисленного возмещения могут рассчитывать участники аварии, вина которых признана обоюдной. Единственное условие для получения компенсации по ОСАГО — на автомобиль виновника ДТП должен быть оформлен действующий полис.

Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, то для оформления выплаты по «автогражданке» участников нужно разбить на пары «виновник — потерпевший». Причем в ситуации, когда столкнулись машины, стоявшие друг за другом, виновники и пострадавшие будут во всех парах разные. А если один водитель не справился с управлением и помял несколько машин, то только он и будет виновником, а пострадавших — несколько. Для каждой пары оформляется отдельный страховой случай, а выплата рассчитывается по общим правилам.

Как происходит возмещение

Для оформления выплаты по ОСАГО нужно в течение пяти дней после происшествия обратиться в свою страховую либо в страховую виновника. О том, какой требуется пакет документов, обычно можно узнать на сайте компании или по телефону.

Для каско, как правило, требуется подтверждение факта наступления страхового случая от ГИБДД или МВД (хотя в договоре может быть указано, что, допустим, один кузовной элемент в год можно отремонтировать без справок). Аналогичный документ потребуется и для получения возмещения по ОСАГО, если ущерб превышает 100 000 рублей или если в аварии участвовало более двух транспортных средств либо пострадало имущество третьих лиц. Если соблюдаются все условия европротокола, то достаточно заполненного участниками извещения о ДТП. Причем с 2018 года даже не обязательно согласие обоих водителей с обстоятельствами ДТП. Свои разногласия они просто указывают на бланке.

Страховая компания может предоставить возмещение как в денежной форме, так и в виде направления на бесплатный ремонт. Фактически это зависит от условий работы конкретного страховщика и мало зависит от желания клиента. Ремонт чаще всего предлагают в случае с каско. Нужно просто доставить автомобиль в указанный сервис в назначенное время и забрать после выполнения всех работ. Оплату всех расходов произведет страховая компания.

Если выплата предполагается в денежной форме, то для расчета полагающейся суммы нужно будет предоставить автомобиль на экспертизу. Ее может провести сотрудник страховщика или независимая оценочная компания, у которой есть договоренности со страховой. На выплату возмещения у страховщика есть 20 дней (или 30 дней для выдачи направления на ремонт).

Если страховщик посчитает, что повреждения столь значительны, что автомобиль не подлежит восстановлению (ущерб — «тотал»), то по каско либо будет выплачена полная страховая и машина перейдет страховщику, либо — страховая сумма за вычетом остаточной стоимости машины, и тогда владелец оставляет автомобиль себе. Часто в договоре каско предусмотрена франшиза — определенная сумма ущерба, которую страховка не покрывает. Например, расходы в пределах 20 000 руб. оплачивает сам владелец. Если ущерб больше, то застрахованный получает всю сумму ущерба за вычетом франшизы.

Если страховая отказывает в выплате

Страховщик может отказать в выплате, если автовладелец нарушил условия договора или ДТП сопровождали нарушения водителя: он был пьян, скрылся с места аварии, у него не было действующих прав и т. п. Другой частый повод в отказе — несоблюдение срока подачи документов (пять рабочих дней после ДТП), отсутствие документа, подтверждающего факт наступления страхового случая или непредоставление транспортного средства для осмотра. Все эти условия отказа должны быть прописаны в договоре страхования, и если автовладелец считает, что он ничего не нарушил, то он может попробовать получить возмещение через суд.

Читайте так же:
Развод через ЗАГС и суд: сроки, момент прекращения брака

Если страховая недоплатила

Такие случаи стали встречаться реже, поскольку все расчеты возмещения проводятся на основе единой методики и с применением единых ценовых справочников. В них учитывается и возраст автомобиля, и его пробег. Если автовладельца не устраивает полученная сумма, он может запросить результаты осмотра и экспертизы и получить копии актов оценки ущерба. Если, по его мнению, недоплата составила 10% и более от реального ущерба, то можно требовать увеличения выплаты. Сначала следует обратиться с требованием к страховой, а затем, при получении отказа, — в суд.

Бывают сложности, если то или иное повреждение не было вписано в извещение о ДТП и документы полиции (например, истинный масштаб ущерба обнаружился только при ремонте). Важно на месте аварии проверять полноту перечисленных повреждений и при сомнениях указывать возможность «наличия скрытых повреждений». Некоторые страховщики без проблем идут навстречу клиенту, если после ремонта застрахованный обращается с просьбой оплатить незамеченные ранее поломки (предоставив подтверждение из СТО). Другие же требуют предоставлять доказательства с места аварии (фото- или видеосъемку), вносить изменение в извещение о ДТП и подписывать его у другого участника, просить сотрудников ГИБДД исправить информацию в протоколе и постановлении. Это все крайне сложно сделать, поскольку правки должны быть внесены во все экземпляры.

Еще один повод для снижения выплаты — исключение детали, по повреждению которой уже была начислена компенсация за предыдущее ДТП по этому договору страхования. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно после восстановления автомобиля предоставить его страховщику на осмотр. Если этого не было сделано, то доказать причинение вреда в конкретном страховом случае можно, проведя независимую техническую экспертизу и предоставив ее результаты страховщику. Если он не согласится дополнить выплату, нужно обращаться в суд.

Если восстановительный ремонт сделан некачественно

Все претензии по качеству ремонта нужно обязательно указать в акте приемки. Если ремонт был произведен по каско, то претензии следует адресовать либо страховщику, либо СТО (это зависит от условий договора). Чаще всего гарантии на выполненный ремонт даются на обычных условиях, а в случае их нарушения споры разрешаются на основе Закона о защите прав потребителей.

В случае с ОСАГО за все недочеты отвечает страховая компания, которая сама разбирается с исполнителем. Срок гарантии на ремонт — шесть месяцев (на работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — год).

Если работы по восстановлению проведены некачественно и ни страховщик, ни сервис не готовы устранять недочеты, нужно обращаться в суд.

Если реальный ущерб больше, чем лимит выплаты по страховке

При возмещении по каско подобное невозможно, поскольку такая страховка предполагает, что максимальная выплата равна полной стоимости автомобиля. Исключения бывают, но они оговорены заранее с автовладельцем, и тот не имеет права претендовать на большее по условиям договора.

В случае с ОСАГО и ДСАГО лимита действительно может не хватить на восстановление машины. В таком случае получить недостающее можно только с виновника аварии — страховая уже ни при чем. Сначала нужно попробовать договориться, а потом — через суд.

Если у виновника нет ОСАГО или полис поддельный

В последние годы из-за роста цен на страховку более 10% автовладельцев не оформляют ОСАГО вовсе или покупают поддельные полисы для «отмазки» от ГИБДД. Лучше сразу на месте ДТП пробить номер страховки виновника по базе Российского союза автостраховщиков.

Читайте так же:
Отказ от права преимущественной покупки комнаты в коммунальной квартире

Если ОСАГО нет, то возмещать причиненный вред будет виновник ДТП. Бывают случаи, когда он предлагает компенсировать все на месте или в самое ближайшее время, обеспечив залог, — и это идеальный вариант. Нужно лишь быть готовым к тому, что придется написать расписку об отсутствии к нему претензий. А вот если у виновного водителя нет денег или он не признает себя виновным, то скорее всего придется решать дело как-то по-другому. Законный способ — через суд. Но чтобы быть готовым подать иск, нужно получить с виновника максимум данных: паспорт, прописку или место регистрации, водительское удостоверение, номер мобильного (лучше сразу проверить), а также оформить аварию в ГИБДД.

Обращение в суд

Вне зависимости от того, с кого вы требуете возмещение — со страховой или с виновника ДТП, нужно соблюсти досудебный порядок решения споров, то есть сначала направить письменную претензию. В ней должны быть перечислены все требования к будущему ответчику и приложены копии доказательств и основания требования, а также указан срок, отведенный для добровольного возмещения ущерба. Если в предложенное время ничего не произошло, то придется обращаться в суд.

У пострадавшего автовладельца есть три года с момента аварии (или выявления нарушения по выплатам) на то, чтобы подать иск на виновника или страховую. В случае претензий по каско — два года.

Исковое заявление подается в районный суд общей гражданской юрисдикции по месту нахождения ответчика (виновника или страховой компании). В иске описываются все обстоятельства дела, начиная с ДТП и заканчивая отказом в выплате. Иск должен быть подкреплен результатами независимой экспертизы или документально подтвержденными тратами на ремонт, актом осмотра автомобиля, заключением оценщика, а также доказательствами произошедшего страхового случая. Сумма иска должна включать не только полноценное возмещение, но и компенсации всех затрат на экспертизу, эвакуатор, представителя (автоюриста, если он был), госпошлину, проценты за просрочку выплаты, штрафные санкции и возмещение морального вреда, утерю товарной стоимости (она не учитывается при иске к автостраховщику).

Если дело выиграно, то по окончании всего процесса (заседаний суда может быть несколько) судья выносит решение в пользу пострадавшего автовладельца с обязанностью ответчика возместить все его убытки. На основании этого решения возникает задолженность, которую виновник ДТП или страховщик гасят в добровольном порядке или по принуждению с соблюдением норм исполнительного производства.

БЕСПРЕДЕЛ НА ДОРОГЕ: Под Волгоградом пьяный водитель насмерть сбил подростка и спрятался в кустах (ВИДЕО)

Трагедия произошла накануне вечером, 24 сентября.

Смертельное ДТП произошло накануне, 24 сентября, в Михайловке на улице Оборонной около 20.20. Вчера же вечером на информационных ресурсах появились кадры с места происшествия.

Как сообщают СМИ, виновник ДТП — 42-летний неработающий местный житель. Управляя автомобилем ВАЗ-211340, он сбил 17-летнего подростка. Удар был настолько сильный, что у машины помялся капот и треснуло лобовое стекло. Подросток погиб.

Что повлияет на размер компенсации?

Размер компенсации морального вреда определяет суд. При этом должны учитываться: фактические обстоятельства дела, характер причиненных нравственных и физических страданий, индивидуальные особенности потерпевшего, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости. Сложность в том, что почти все эти критерии неконкретные. Как оценить индивидуальные особенности потерпевшего? Как учесть требования разумности и справедливости? И главное – от какой цифры вести отсчет? Ответов на эти вопросы нет ни в российском законодательстве, ни в судебной практике. Поэтому размеры назначаемых компенсаций сильно различаются.

Так, в 2015 г. суд Санкт-Петербурга назначил компенсацию морального вреда в рекордном для России размере 15 млн руб., когда врачебная ошибка при родах стоила ребенку жизни, а здоровью его матери был причинен тяжкий вред. Но в 2019 г. суд Альметьевска Республики Татарстан взыскал с перинатального центра компенсацию морального вреда в размере 200 тыс. руб. в пользу отца и 220 тыс. руб. в пользу матери ребенка, который родился с тяжелой внутриутробной гипоксией из-за несвоевременно проведенного кесарева сечения и прожил всего три дня.

Читайте так же:
Перевод долга: проводки

Общая тенденция такова, что суммы взыскиваются небольшие, и зачастую это вызывает еще большие моральные страдания у потерпевших. Средний размер компенсации за причинение вреда жизни и здоровью составляет 84 тыс. руб. Результаты социологических опросов граждан, практикующих юристов и судей показали, что нужно увеличивать размеры компенсаций и вводить четкие критерии, которые могут учитываться при их расчете.

Комиссия по вопросам определения размеров компенсации морального вреда при Ассоциации юристов России при поддержке Совета Федерации разработала «Методические рекомендации по определению размера компенсации морального вреда при посягательствах на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность человека». Цель методики – сделать выплаты более предсказуемыми и справедливыми. Так, на первом этапе определяются базовые размеры компенсации для распространенных ситуаций причинения морального вреда. На втором этапе суды смогут уменьшать или увеличивать эти суммы, используя рекомендуемые коэффициенты с учетом того, насколько обстоятельства дела отличаются от предусмотренной типичной ситуации. Предлагаемая методика не лишит судью свободы усмотрения при определении размера компенсации, но позволит сделать этот процесс более предсказуемым, практику разрешения споров – более унифицированной, а размеры присуждаемых компенсаций – более справедливыми. При этом предполагается, что расчет размера компенсации сможет произвести самостоятельно любой юрист – для упрощения разрабатывается специальный «калькулятор». А пострадавший и виновник изначально будут понимать, какая может быть назначена компенсация, что будет способствовать досудебному урегулированию споров (как урегулировать конфликт с помощью примирительных процедур – читайте в статье «Медиация: разрешаем споры без суда»).

Почему китайцы не помогают при авариях

Вопрос юристу

Как оказалось, в доблестном, всеми любимом Китае законодательство предусматривает ответственность за добровольную помощь в любых ситуациях, а также за оказание неквалифицированной медицинской помощи.

Правительство города приняло новый закон о защите прав добровольных помощников. Говорят, что это первый такой закон в Китае. Закон о защите прав добровольных помощников вступил в силу со 2 августа 2014 года в Шэньчжэне и будет теперь играть важную роль в защите прав людей, оказывающих первую помощь. Закон освобождает этих людей от юридической ответственности за любые неудачные попытки спасения или в оказании помощи людям в чрезвычайных ситуациях.

Этот закон отличается от ранее существующих карательных законов, поскольку он призван обеспечить правовые гарантии добровольным помощникам. Профессор юридического факультет университета сказал, что люди, протягивающие руку, сталкивается с риском обвинения в оказании недостаточно квалифицированной помощи и несут юридическую ответственность за последствия. Новый закон гласит, что, после оказания первой помощи, людям не надо предоставлять никаких доказательств, чтобы оправдать свои действия.

Если в аварии есть пострадавшие, а у водителя, причинившего вред, отсутствует полис ОСАГО, то получить компенсацию (компенсационную выплату) за нанесение вреда здоровью можно в РСА. В случае гибели водителя, с соответствующим заявлением в РСА могут обратиться родственники пострадавшей стороны.

Решить вопросы ДТП в согласии с тем, у кого нет полиса ОСАГО, удается далеко не всегда. Недобросовестные водители, пренебрегающее законами и умышленно отказывающиеся от покупки полиса ОСАГО, желая сэкономить, как правило, не хотят платить и за последствия аварии.

Случается, что, написав расписку, виновник ДТП… пропадает. Потерпевшему необходимо обратиться к независимым экспертам для того, чтобы точно оценить сумму ущерба в результате ДТП. Затем он может обратиться в суд с иском, предоставив данные об участниках ДТП (ФИО и паспортные данные), справку о ДТП, постановление о виновности участника ДТП. В последствии все расходы, в т.ч. судебные издержки, должен возместить виновник аварии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector