Pg56.ru

Документооборот онлайн
14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Увольнение военнослужащего (по контракту) по собственному желанию

Увольнение военнослужащего (по контракту) по собственному желанию

Увольнение военнослужащего по контракту по собственному желанию вполне возможно, но сложно. Чтобы расторгнуть контракт, нужны уважительные причины, которые будут приняты аттестационной комиссией. Рассмотрим, как уволиться с военной службы, какие основания считаются уважительными, как правильно составить рапорт и что делать, если в расторжении контракта отказывают.

Елена Плохута

В статье расскажем:

Как уволиться из армии по собственному желанию?

Дело в том, что в нынешних реалиях, государство очень неохотно отпускает военнослужащих раньше срока окончания действующего контракта. Служба в армии в этом плане, не похожа на гражданскую работу, откуда вы в любой момент можете спокойно уйти, лишь изъявив желание. Государство вкладывает немалые силы и средства в подготовку военных специалистов и поэтому совсем не заинтересовано в их преждевременном увольнении. Если вы все-таки приняли решение уйти, нужно быть готовым к довольно сложной и хлопотливой процедуре. Как говорится, вход — рубль, а выход – два.

Как уволиться из армии?

По действующему законодательству, одно лишь желание военнослужащего об увольнении, не является достаточным основанием для увольнения. Желание на увольнение воспринимается как просьба, а не как гарантированное право и должно быть подкреплено уважительными (объективными) причинами. В законе точно не регламентирован список всех уважительных причин, поэтому степень их уважительности и достаточности оснований для увольнения, будет рассматривать специальная аттестационная комиссия, а после выдачи заключения, окончательное решение будет приниматься командиром части. Это выглядит примерно следующим образом:

  1. Вы должны подать рапорт своему командиру с просьбой уволить вас из вооруженных сил, с указанием уважительных причин и документов подтверждающих ваши слова.
  2. После этого, исходя из действующего законодательства, ваш командир должен передать рапорт и документы на рассмотрение аттестационной комиссии, в течении 30 суток. Как правило, с передачей документов тянут до последнего и это занимает весь отведенный срок.
  3. Аттестационная комиссия рассматривает ваш рапорт и сопроводительные материалы, а также заслушивает непосредственно вас. После чего она должна принять решение о признании ваших причин уважительными и достаточными для увольнения вас из рядов вооруженных сил (положительный итог.)
  4. Затем все материалы и выводы комиссии передаются (чаще всего это тоже затягивается на месяц) командиру вашей части, который принимает окончательное решение и в случае положительного для вас исхода, подписывает представление на увольнение.

На практике этот процесс, как правило, сопряжен с целым комплексом бюрократических проволочек. Процесс увольнения часто пытаются саботировать в течении многих месяцев. Поэтому, для эффективного продвижения дела, его нужно постоянно контролировать, звонить, интересоваться, напоминать об отведенных сроках. Бывает так, что командир части отказывается вас увольнять, даже после положительного решения комиссии. В этом случае нужно подавать в суд и в большинстве случаев вы получите постановление об увольнении.

Когда военнослужащий вправе досрочно уволиться в связи с уходом за ребенком, которого он воспитывает сам?

27 мая Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 26-П по жалобе сотрудницы ФСБ России на абз. 5 подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, согласно которому военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение по семейным обстоятельствам (в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка).

Повод для обращения в КС

В декабре 2018 г. прапорщик Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области Олеся Селина подала рапорт об увольнении с военной службы в связи с необходимостью ухода за ребенком. В качестве причины увольнения женщина указала, что ее бывший супруг теперь проживает в другом населенном пункте, а она не может совмещать службу с воспитанием часто болеющей малолетней дочери.

Читайте так же:
Какие документы нужны для КАСКО, все варианты оформления.

Аттестационная комиссия сочла такие причины обращения неуважительными и отказала в подаче ходатайства на имя руководства о досрочном увольнении сотрудницы. Впоследствии начальник Пограничного управления также отказал женщине в таком увольнении.

Олеся Селина обжаловала отказ работодателя в военном гарнизонном суде, отказавшем в удовлетворении ее требований. В своем решении суд указал, что при разводе родителей место жительства ребенка не было определено, а представленные заявительницей медицинские документы не доказывают потребность девочки в постоянном материнском уходе. Таким образом, суд не признал за заявительницей безусловного права на увольнение с военной службы на основании абз. 5 подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, поэтому у командования не возникло обязанности прекратить с ней служебные отношения.

В дальнейшем апелляция поддержала решение первой инстанции. При этом вторая инстанция добавила, что увольнение военнослужащего по такому основанию возможно только в случае, если второй родитель не выполняет своих обязанностей по отношению к ребенку. В рассматриваемом же случае такое обстоятельство констатировать нельзя, поскольку бывший муж женщины не лишен родительских прав и периодически навещает дочь, а мать истца живет по соседству и ухаживает за внучкой.

Впоследствии Верховный Суд отказался рассматривать жалобу заявительницы под предлогом того, что совместное проживание матери с ее болезненным ребенком не может свидетельствовать о необходимости ее увольнения с военной службы по указанному ею правовому основанию, поскольку на нее в полной мере распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ.

Выводы Конституционного Суда

В своей жалобе в Конституционный Суд Олеся Селина указала, что спорное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребенка не лишен родительских прав.

После изучения материалов дела КС РФ напомнил, что проходящие военную службу лица обладают некоторыми ограничениями в правах и свободах человека и гражданина (например, в праве на досрочное увольнение по собственному желанию). Такое правовое регулирование обусловлено правовой природой военной службы и ее специфическим назначением.

В связи с этим п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе допускает досрочное увольнение с военной службы при наличии определенных обстоятельств, в число которых также входит необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка. «Таким образом, военнослужащий, воспитывающий ребенка, не лишен возможности увольнения с военной службы как при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, так и при их отсутствии, если есть уважительные причины, препятствующие прохождению военной службы», – отмечено в постановлении.

КС указал, что, предусматривая возможность увольнения с военной службы досрочно для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей без матери (отца), оспариваемая норма вместе с тем не устанавливает критериев, на основании которых выделяется данная категория военнослужащих, и не содержит перечня лиц, к ней относящихся. Исходя их смысла законодательства и разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2014 г. № 8, к лицам, воспитывающим ребенка без матери (отца), можно отнести тех, кто самостоятельно воспитывает ребенка, если другой родитель умер, безвестно отсутствует, признан недееспособным (ограниченно дееспособным), лишен родительских прав или ограничен в них, долгое время проходит лечение в медицинской организации, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из оказывающей социальные услуги, медицинской, образовательной или аналогичной организации. В силу отсутствия исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия второго родителя, на практике допускается учет разнообразных факторов, препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

Читайте так же:
Правила оформления договоров

Соответственно, отметил КС, при рассмотрении таких дел суды должны принимать во внимание весь комплекс конкретных обстоятельств (включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним). Иное бы противоречило конституционным требованиям защиты семьи, материнства, отцовства и детства, их государственной поддержке и конституционным принципам социального государства, а также нарушало бы баланс публичных и частных интересов. В связи с этим КС РФ счел, что спорная норма соответствует российской Конституции, но распорядился о пересмотре судебного дела заявительницы при отсутствии для этого иных препятствий.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в рассматриваемом деле Конституционный Суд не ответил на поставленный перед ним вопрос. «Фактически КС пришел к выводу, что в ситуации заявителя некоторые вопросы личной и семейной жизни (к которым относятся вопросы ухода за ребенком, его воспитания) военнослужащий не может решать самостоятельно, как не могут это делать и члены его семьи, в том числе бывшие. Эти вопросы должны решать коллегиально другие военнослужащие на заседании аттестационной комиссии. Полагаю, что выводы Конституционного Суда ошибочны и в данном деле имеет место нарушение ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также и нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод», – отметил адвокат.

Константин Маркин полагает, что в рассматриваемом случае можно говорить о нарушении прав не только Олеси Селиной, но и ее несовершеннолетней дочери, а также бывшего мужа и других родственников. «Ведь с учетом состоявшихся по делу решений судов на бывшего мужа (проживающего в другом населенном пункте и живущего отдельной семьей) и, что совсем удивительно, на мать заявительницы фактически возлагается обязанность проживания с ребенком и ухода за ним, причем без учета их мнения. Полагаю, что в данном деле можно говорить и об определенном виде дискриминации. Так, женщины-военнослужащие, которые не живут совместно с отцами своих детей по причине развода, оказываются в худшем положении, чем женщины-военнослужащие, которые не живут с отцами своих детей по другим причинам», – подчеркнул адвокат.

Он добавил, что Суд не проанализировал, как может отразиться на обороноспособности страны и интересах государства реализация права на увольнение той категории военнослужащих, к которой относится заявительница. «С учетом этого постановления КС количество решений судов, где будет признан законным отказ командования в реализации права на досрочное увольнение женщины (мужчины), воспитывающей ребенка самостоятельно после развода с супругом, к сожалению, только увеличится», – отметил эксперт. Константин Маркин добавил, что, по имеющейся информации, Олеся Селина уже подала жалобу в ЕСПЧ и у нее имеются хорошие перспективы.

Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Александр Передрук убежден, что отказ в досрочном увольнении с военной службы по контракту представляет собой не что иное, как ограничение конституционного права на уважение семейной жизни. «В рассматриваемом постановлении Конституционный Суд обратил внимание на необходимость установления баланса интересов и пропорциональности ограничения этого права в ситуации, когда военнослужащий мотивирует просьбу об увольнении необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка», – отметил он.

Читайте так же:
Как отказ от кредита повлияет на кредитную историю

По мнению эксперта, с позицией Суда трудно не согласиться, так как он ориентирует суды на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств дела, имеющих значение для установления баланса интересов частного лица (конкретного военнослужащего) и публичного интереса. «КС подчеркнул, что при принятии решений правоприменительные органы не должны исходить из наличия лишь формальных оснований (таких как, например, лишение второго родителя ребенка родительских прав), а должны оценивать реальную возможность второго родителя участвовать в уходе за ребенком и его воспитании, а также состояние здоровья последнего, возможность посещения им дошкольной образовательной организации. Остается надеяться, что к этой правовой позиции прислушаются остальные суды», – резюмировал Александр Передрук.

Увольнение по собственному желанию, при выслуге 20 лет

«Право» на выделенные по госпрограмме средства – накопления – наступает, возвращать их не нужно.

Если жилая недвижимость была куплена, обременение в пользу РФ снимается. Для снятия обременения требуется поступление в Росвоенипотеку сведений из регистрирующего органа, которые до этого направляет туда воинская часть.

Если жилье – квартира или дом на участке – было куплено с помощью Военной ипотеки, то окончательный расчет по кредиту бывший участник обязан производить сам. Обременение банка снимается после полного погашения всей задолженности по кредиту.

Какие причины являются уважительными для увольнения по собственному желанию?

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, «…под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта…»

В связи с этим военнослужащий, который желает уволиться по собственному желанию, в первую очередь должен продумать, обосновать и доказать – как подробным описание в рапорте, так и приложением к этому рапорту соответствующих документов, подтверждающих, что его причина действительно является уважительной.

Не стоит рассчитывать на успех, если рапорт будет подан кратким, безликим, без подробного описания уважительных причин. В случае возникновения спорных ситуаций, гарнизонный военный суд особое внимание обращает на изложение уважительности причин в самом рапорте. Имеет значение и то, как вы обосновали свои уважительные причины, какие документы приложила в качестве доказательств.

Например, если в качестве причины вы выбрали неудовлетворительное состояние здоровья, то к рапорту должны быть приложены медицинские документы, и чем больше, тем лучше.

По моему мнению, «поиск» уважительных причин необходимо начинать с изучения положений закона об увольнении военнослужащего по семейным обстоятельствам. Казалось бы – причём тут увольнение по семейным обстоятельствам, если это совершенно другое основание для увольнения? Однако не спешите – перечень причин для увольнения по семейным обстоятельствам ограничен множеством дополнительных условий. Так вот: отсутствие этих дополнительных условий не является основанием для увольнения по семейным обстоятельствам, но может быть использовано при увольнении по собственному желанию.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

…в) по семейным обстоятельствам:

в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

Читайте так же:
НДФЛ: когда, куда и как платить НДФЛ физическим лицам

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка; в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

Вот эти дополнительные условия:

  • «по медицинским показаниям»:
  • «в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы»;
  • «военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка»;
  • «при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан».

Отсутствие этих дополнительных условий не даёт военнослужащему возможности уволиться по семейным обстоятельствам, но может быть основанием для увольнения по собственному желанию.

Как оформить увольнение военнослужащего по собственному желанию

Соответственно увольнение военнослужащего должно проводиться в соответствии с законодательством. При этом далеко не каждую причину могут рассматривать, как уважительную. Соответственно стоит разобраться, как провести весь процесс максимально быстро и с наименьшим количеством препятствий.

Уважительные причины и основания

Существует ряд причин, по которым может быть произведено увольнение служащего по его желанию. Таковыми считаются:

  • Проживание семьи и/или родителей военнослужащего за пределами РФ;
  • Невозможность несения службы из-за ухудшения здоровья;
  • Невозможность на зарплату военнослужащего содержать семью, если другие источники дохода отсутствуют (в данном вопросе учитывается регион и стоимость так называемой «потребительской корзины»);
  • Беременность военнослужащей женщины при условии ухудшения ее здоровья;
  • Смерть близкого родственника, из-за которой служащий не способен продолжать выполнять свои обязанности в необходимом объеме;
  • Из-за необходимости переезда в другой город, округ в связи с ухудшением здоровья или переводом супруга/супруги на другое место службы;
  • Если военнослужащий должен содержать и воспитывать детей без супруги или присматривать за родителями, которые требуют особого ухода;
  • При наделении служащего новыми полномочиями (если становится депутатом или наделяется дополнительными полномочиями высшего должностного лица и так далее);
  • Если военнослужащий должен содержать и выполнять уход за ребенком-инвалидом или близким родственником-инвалидом;
  • В связи с систематическим или существенным нарушением контракта в отношении служащего.

Необходимые документы

Соответственно требуется собрать ряд необходимых для подачи рапорта документов, которые помогут обосновать эту самую «уважительную причину». К таковым относятся:

  • Сам рапорт об увольнении;
  • Документы, подтверждающие уважительную причину для увольнения, будь то свидетельство о смерти близкого родственника, свидетельство о рождении ребенка, медицинские заключения и так далее (прилагается в виде копий к рапорту).

Чтобы составить рапорт военнослужащего, нужно следовать форме стандартного заявления. При заполнении излаживаются следующие данные:

  • Название подразделения, в котором ведется служба, данные лица, на имя которого пишется рапорт, адрес о расположении комиссариата, куда нужно отправить для постановки на учет дело;
  • В теле документа пишется просьба об отставке с указанием причин («по собственному желанию» не пишется никогда);
  • Если отставка проводится по состоянию здоровья, то нужно выразить в теле свою готовность для проведения медэкспертизы или же аргументировать те причины, которые привели к отказу от нее;
  • Расписать список документов, который прилагается к рапорту;
  • Дата и подпись военнослужащего.

Процедура и порядок

Начинается процедура увольнения с подачи рапорта командиру. В строевом отделе (кадровой службе) сотрудник наносит специальные метки, которые содержат в себе данные о номере регистрации и дате поступления документа. Первый экземпляр остается в воинской части, а второй забирается подающим его военнослужащим. Отказать в приеме данного документа в строевом отделе не имеют право, так как это грубое нарушение основ документооборота и делопроизводства. Если есть возможность, то военнослужащий может и сам подать рапорт командиру военной части лично в руки.

Читайте так же:
Особенности налогообложения посреднических договоров

После получения рапорта командиром, тот его направляет в аттестационную комиссию, которая создается специально для рассмотрения данного увольнения. В составе комиссии присутствуют обычно сам командир воинской части, заместитель командира, а также командиры всех подразделений, имеющихся в части, и представители юридических органов. Комиссия рассматривает заявление служащего на протяжение срока, предусмотренного законодательством. Зависит он от численности состава. Для дополнительной проверки может потребоваться продление срока.

После вынесения решения комиссией военнослужащего извещают о нем. При этом стоит учитывать, что комиссия – не последняя инстанция для осуществления увольнения. Решение все же будет принимать командир части.

Срок увольнения

Дело по существу может рассматриваться в разные сроки. Например, в воинских частях они составляют неделю от момента подачи рапорта, а в управлениях военных округов и других подобных ответвлениях – 15 дней.

При этом при необходимости срок может быть продлен для дополнительной проверки. Обычно ее срок не превышает 15 дней. При этом военнослужащего обязательно ставят в известность в таком случае. В ситуациях, когда сроки затягиваются более чем на 30 дней, военнослужащий имеет право подать исковое заявление в суд и обязать уволить с военной службы.

Запись в трудовой

По трудовому законодательству в трудовой военнослужащего обязательно при увольнении из рядов армии делается запись. Содержит в себе она как дату, так и номер приказа об отставке.

Процедура увольнения

Чтобы реализовать право на увольнение по собственному желанию, военнослужащий должен оформить рапорт. Этот документ подается непосредственно командиру воинской части, либо через кадровый отдел. В тексте рапорта нужно указать следующие данные:

  • наименование и должность командира части, в которой гражданин проходит службу;
  • личные данные военнослужащего, должность и структурной подразделение части;
  • сведения о действующем контракте;
  • волеизъявление о расторжении контракта, со ссылками на уважительность обстоятельств;
  • указание сведений о наличии или отсутствии допуска к государственной тайне;
  • личная подпись и дата подачи рапорта.

По факту получения рапорт ставится регистрационная отметка – это необходимо для соблюдения сроков рассмотрения документа и назначения аттестационной комиссии. Если командования части отказывается принять рапорт, документ можно направить почтовым отправлением.

Рапорт подлежит рассмотрению в срок, не превышающий 7 дней – это период времени включается в себя проведение аттестационной комиссии. Если для проверки рапорта и изложенных в нем оснований необходимо провести дополнительные мероприятия (например, сделать запросы в медицинское учреждение), период процедуры может продлеваться на 15 дней.

Состав аттестационной комиссии утверждается командованием части и включает командира, его заместителей и иных должностных лиц. О времени и месте рассмотрения рапорта уведомляется военнослужащий, однако его неявка не является препятствием для проведения комиссии. В ходе проверки представленных документов принимается решение об уважительности обстоятельств для увольнения – этот факт отражается в заключении комиссии. На основании заключения, командование части будет проводить оформление документ и расчет выплат, связанных с увольнением.

Прекращение контракта по инициативе военнослужащего не препятствует возобновлению службы в дальнейшем. Для этого гражданин на общих основаниях обращается в военный комиссариат с заявлением о заключении нового контракта. Если с момента увольнения по уважительным причинам прошло не более года, этот период войдет в общую выслугу при оформлении пенсионных прав.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector