Pg56.ru

Документооборот онлайн
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как избежать проблем при регистрации прав на квартиру по наследству: грамотное оформление документов

Как избежать проблем при регистрации прав на квартиру по наследству: грамотное оформление документов.

img

Оформление унаследованной квартиры в собственность – задача не из легких. Родственнику умершего необходимо подождать полгода до вступления в наследство, затем собрать достаточно объемный список документов, оплатить услуги нотариуса и регистратора.
Сегодня я расскажу, как получить квартиру в наследство, как ее оформить на себя и сколько времени займет процедура.

✅ Порядок государственной регистрации

Регистрация происходит в следующем порядке:

  1. Наследник обращается в территориальный отдел регистрационной службы по месту нахождения наследственного имущества (с 2014 года можно подать документы через МФЦ, работающие под брендом “Мои документы”);
  2. Наследник подает необходимые документы, с перечнем которых Вы можете ознакомиться ниже;
  3. Работниками службы ЕГРН или отделения МФЦ осуществляется экспертиза документов. Право наследника на наследственное имущество сопоставляется с ранее зарегистрированными правами наследодателя;
  4. В случае выявления каких-либо нарушений, процедура приостанавливается;
  5. Если нарушения невозможно устранить, наследник получает отказ в регистрации;
  6. Если нарушения не выявлены, в Единый гос. реестр права на недвижимое имущество вносится регистрационная запись;
  7. Оформляются и выдаются наследнику документы, свидетельствующие о государственной регистрации права на унаследованное недвижимое имущество.

Документы для открытия дела

Заявление о принятии наследства подается как правило, вместе с пакетом документов, которые требуются для подтверждения права на наследство у нотариуса::

  • Свидетельство о смерти наследодателя. Наследство считается открытым с указанной даты.
  • Документы, подтверждающие факт родства наследника с наследодателем. К таким документам относятся свидетельства о браке, рождении и иные документы, подтверждающие право на получение имущества.
  • Завещание наследодателя, если оно было составлено. Завещатель вправе распорядиться своим имуществом, указав в качестве наследника любое лицо по своему усмотрению вне зависимости от наличия и степени родства.
  • Документы на имущество, принадлежавшее наследодателю на момент его смерти.

Регистрация в Росреестре: порядок действий

Регистрация квартиры в росреестре

По закону, право собственности на любую жилую недвижимость должно быть зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром), а сведения об этом факте внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Эта система объединила систему регистрации прав (ЕГРП) и систему учета объектов недвижимости (ГКН) в одну базу данных. Процедуру регистрации необходимо пройти в случаях перехода объекта от одного собственника к другому вследствие купли-продажи, дарения, наследования, приватизации или обмена.

Читайте так же:
Иск по расписке: образец иска о взыскании долга

Зарегистрировать собственность можно как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами риэлторского агентства, проводившего сделку купли-продажи, или застройщика, у которого приобретена квартира в новостройке. Второй вариант быстрее и проще, но и дороже. Строительные компании, к примеру, берут за свои услуги до 25 тыс. руб.

Если вы решили сэкономить и пройти регистрацию без помощи профессионалов рынка недвижимости, стоит придерживаться следующего алгоритма действий.

Шаг первый. Собираем документы

Пакет документов несколько различается в зависимости от того, каким образом к вам перешло жилье – куплено, получено по наследству и т. д.

Есть свои особенности в регистрации права собственности на квартиру или дом, которые приобретаются с привлечением ипотечного кредита. Помимо стандартного набора в пакет документов включается соглашение о залоге, по которому в случае невыплаты кредита объект переходит в собственность банка-залогодержателя.

Список документов, необходимых для регистрации права собственности в Росреестре

а) Заявление о регистрации права собственности на квартиру

б) Правоустанавливающие документы на квартиру:

  • договор (купли-продажи, мены, дарения, ренты и др.);
  • свидетельство о праве на наследство;
  • вступившее в законную силу решение суда;
  • нотариально заверенное заявление супруга/супруги продавца о согласии на проведение сделки с квартирой;
  • разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом несовершеннолетних лиц;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины (в настоящий момент – 2 тыс. руб. для физических лиц);
  • договор залога (для объектов, приобретенных в ипотеку);
  • нотариально заверенная доверенность (если процедуру осуществляет третье лицо)

Шаг второй. Подача документов

Документы на регистрацию можно представить лично, в электронном виде или направить заказным письмом по почте.

Лично подают документы либо в отделение Росреестра по адресу нахождения объекта недвижимости, либо через один из многофункциональных центров Санкт-Петербурга. В обоих случаях необходимо будет представить принимающему лицу подлинник паспорта.

Если вы предпочитаете отправить документы по почте, придется приложить копию паспорта и заверить подлинность подписи на заявлении у нотариуса. Кроме того, сделка с жилым помещением также должна быть нотариально удостоверена.

Читайте так же:
Назначение платежа при перечислении суммы алиментов

По электронной почте документы удастся послать только тем, у кого есть усиленная квалифицированная электронная подпись заявителя.

Официальные лица выдадут вам расписку в получении документов либо направят ее по почте в течение рабочего дня, следующего за датой получения Росреестром перечисленных бумаг. В этой расписке содержится перечень принятых документов (с указанием оригиналов и копий), указан срок регистрации, а также номер регистрационного дела, по которому можно получать информацию о прохождении регистрации. Если документы представлены в электронной форме, то на следующий день после их доставки регистрационный орган уведомит вас об этом виртуально.

Сроки получения

По закону, государственная регистрация права собственности на жилую недвижимость должна занимать не более десяти дней со дня приема заявления регистрирующим органом. В соответствии с ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:

1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

3) пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;

4) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;

5) десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

6) двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

7) пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;

Читайте так же:
Перечень документов, чтобы выписаться из квартиры

8) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;

9) три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме – в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;

10) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

11) пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;

12) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.

На практике чиновники редко укладываются в срок.

Не забудьте проверить правильность всех внесенных в документ данных, так как из-за человеческого фактора нередки ошибки.

Причины отказа в регистрации

Росреестр может приостановить регистрацию права собственности или вовсе отказать в ней. Если регистрирующий орган принял отрицательное решение, то заявителю в тот же день должно быть направлено письменное уведомление об отказе с указанием причины. В большинстве случаев достаточно внести коррективы в пакет документов и вновь подать на регистрацию недвижимости. Но иногда (когда на недвижимость наложен арест или запрет на совершение сделок с нею) вам сможет помочь только суд.

Читайте так же:
Соглашение о конфиденциальности и неразглашении информации

Особенности регистрации наследственной недвижимости

  • Если завещатель состоял в браке, недвижимое имущество, приобретенное за время семейной жизни, считается общим. Прежде всего выделяют долю переживших супруга/супруги, а только потом наследуют долю умершего по завещанию или закону.
  • Оставшийся супруг/супруга также наследуют имущество в качестве первоочередных правопреемников.
  • Сбор документов – непростой процесс. Зачастую на данном этапе можно обнаружить неточности и несоответствия в документах, которые подтверждают право собственности наследодателя на недвижимость.
  • Возможна ситуация, когда умерший при жизни изменил конструкцию объекта либо произвел перепланировку. Узаконить изменения (к примеру, перепланировку) и получить новые технические документы не успел или не имел желания. При оформлении наследства теперь уже правопреемники должны вносить изменения в технические планы.

Не исключено, что придется уплатить штраф, поскольку перепланировка была самовольной. Без оформления новых технических документов наследник не сможет перерегистрировать право собственности на дом или квартиру, которые были конструктивно изменены.

  • При оформлении дома, дачи или гаража не забывайте о перерегистрации земельного участка, на котором расположен объект. Сегодня действует так называемая дачная амнистия, которая весьма упрощает регистрационный процесс недвижимости, в том числе наследственной.
  • Закон предусмотрел упрощенный способ принятия наследственной недвижимости – фактический. Он предполагает владение и распоряжение наследственным имуществом, как собственным. К примеру, родственник поселился и живет в квартире или доме, возделывает землю, перечисляет квартплату, коммунальные платежи и так далее.

В каких случаях судебное дело может помочь наследнику?

Недоказанная принадлежность земельного участка наследодателю или отсутствие гос. регистрации прав, дает нотариусу право отказать в выдаче свидетельства о праве на наследство.

Права наследников в указанных случаях могут быть защищены в судебном порядке.

«Получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника, поэтому отсутствие такого свидетельства не может служить основанием для отказа в принятии искового заявления по спору о наследстве (статья 134 ГПК РФ), возвращения такого искового заявления (статья 135 ГПК РФ) или оставления его без движения (статья 136 ГПК РФ)» (п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании»).

Наследники обращаются в суд с иском о включении земельного участка в состав наследственного имущества и/или о признании права собственности на недвижимое имущество.

Читайте так же:
Нюансы заключения договора аренды участка земли и его образец

Чтобы определится с типом иска, который будет необходимо подать в конкретной ситуации, нужно будет консультироваться с юристом, специализирующимся именно в наследственном праве.

Сложившаяся судебная практика достаточно единообразна при решении данной категории дел и в том, какие обстоятельства подлежат доказыванию.

Иск о включении земельного участка в наследственное имущество распространен и практически во всех случаях судом удовлетворяется.

Вещи и имущество включаются в состав наследства при условии, что наследодатель имел на них определенное вещное право (право собственности или право пожизненного наследуемого владения).

В судебном процессе важно доказать принадлежность имущества наследодателю на момент смерти.

Как результат по данным исковым требованиям выносится решение о включении земельного участка в наследственную массу, что является основанием для выдачи нотариусом свидетельства о праве на наследство наследнику.

Если же наследодатель при жизни не провел гос. регистрацию права собственности на земельный участок, данные в ЕГРН отсутствуют, то в таких случаях наследники обращаются в суд с исковыми требованиями не только включить земельный участка в состав наследственного имущества, но и признать право собственности на это недвижимое имущество.

В этом случае основанием для гос. регистрации права собственности наследника будет решение суда.

Поскольку земельный участок и строения на нем являются самостоятельными объектами недвижимости (п.1 ст. 130 ГК РФ), то право собственности наследника на каждый объект требует обязательной государственной регистрации в Росреестре с внесение записи в ЕГРН и с уплатой физическим лицом гос. пошлины за каждый объект в размере 2 000 рублей (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налоговый кодекс РФ, ст.131 ГК РФ).

Принять наследство

Чтобы стать полноправным наследником, наследство надо принять. Это юридическая процедура, которая подтверждает ваши права на наследство.

Чтобы принять наследство , идите к нотариусу. Он откроет наследство (запустит процедуру оформления наследства) и заведет наследственное дело, в котором вы указаны как наследник.

Если в течение 6 месяцев вы не подадите заявления о принятии наследства, квартира отойдет другим наследникам в порядке очереди

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector