Pg56.ru

Документооборот онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговая амнистия в Украине: возможность легализовать капиталы без последствий

Согласно Закону, налогоплательщики физические лица будут помилованы за правонарушения, связанные с налоговым и валютным контролем в отношении личных активов, если такие лица надлежащим образом сообщат об этом в строгом соответствии с процедурами налоговой амнистии. Налоговая амнистия привязана к периоду, начинающемуся 1 сентября 2021 года и заканчивающемуся 1 сентября 2022 года.

Налоговая амнистия предлагает правомочным лицам возможность упорядочить активы, подлежащие отчетности, по специальной налоговой ставке, варьирующейся от 2,5% до 11,5%, в зависимости от обстоятельств. Политически значимые лица не могут участвовать в программе налоговой амнистии.

Закон разрешает участвовать в налоговой амнистии только лично, в то время как более ранние законопроекты предлагали специальные обезличенные процедуры участия.

Надлежащее соблюдение процедур налоговой амнистии освобождает физическое лицо от обязанности объяснять, откуда у него появились те или иные активы. В то же время не предусмотрено никаких средств защиты для целей борьбы с отмыванием денег (AML) и информирования о своем клиенте (KYC).

Налоговая амнистия и добровольное декларирование стали реальностью. Чего ждать

Freepik

Законопроект – микс программы добровольного раскрытия активов и налоговой амнистии. Он должен увеличить доходы бюджета от дополнительно уплаченных налогов, вернуть капитал, перетекший в офшоры, а также укрепить налоговую мораль. Однако не все так очевидно

В феврале президент внес в Верховную Раду законопроект №5153 о единоразовом (специальном) добровольном декларировании активов физическими лицами. Верховная Рада 15 июня поддержала законопроект во втором чтении.

Как обычно проходят программы добровольного раскрытия активов и зачем они нужны

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2015 год, 47 стран внедрили налоговые амнистии, 13 из этих стран совместили их с программами добровольного раскрытия капитала и репатриацией зарубежных активов.

Обычно такие программы представляют собой ограниченное во времени предложение от государства налогоплательщикам. Суть его в том, чтобы заключить сделку. Добровольно подать декларации, исправить прошлые нарушения, связанные с уплатой налогов, начать с чистого листа, раскрыть активы и капитал. Зачастую часть налога/пени/штрафных санкций прощают или уплачивают по льготным ставкам. Участникам программы предоставляется иммунитет от уголовного преследования и гарантируется конфиденциальность и защита от необоснованного давления налоговых органов.

Основные цели государства – увеличение доходов бюджета от дополнительно уплаченных налогов, возврат капитала, перетекшего в офшоры, а также повышение налоговой прозрачности и укрепление налоговой морали.

Однако не все так очевидно. Особенно с налоговой моралью. Налоговые амнистии, особенно неоднократно повторяемые, способны серьезно подточить налоговую мораль общества, о чем пишут в исследованиях ОЭСР, МВФ, Transparency International.

Например, может быть задето чувство справедливости у добросовестных налогоплательщиков, которые до амнистии платили налоги сполна и аккуратно. Зачем регулярно платить подоходный налог по ставке 18%, если тот, кто не сделал это вовремя, получит льготную возможность уплатить по ставке 5%?

Кроме того, результативность амнистий напрямую зависит от способности государства выявить спрятанные активы и нарушителей. И от твердого намерения в будущем преследовать тех, кто не исправил нарушения добровольно. Или, как сказал коллега из Италии, в которой прошла амнистия, считающаяся успешной, дизайн сделки должен давать выбор между handshake or handcuffs (либо «рукопожатие и сотрудничество», либо «руки в наручниках»).

Читайте так же:
Что такое отложенные налоговые активы

Налоговая амнистия и добровольное декларирование стали реальностью. Чего ждать /Фото 1

Основные параметры предложенной программы в Украине

Успешные кейсы других стран

В качестве успешных кейсов налоговой амнистии обычно приводят примеры таких стран:

  • Аргентина – в результате программы налоговая база расширилась на $100 млрд;
  • Индонезия – на $321 млрд;
  • Бразилия – на $16 млрд;
  • ЮАР – на 7,8 млрд евро;
  • Италия – дополнительные сборы от налогов и раскрытых активов составили 4 млрд евро.

Как показывает опыт других стран, успешные кейсы складываются, если проводятся накануне особых событий, перемещающих страну на новый уровень налоговой и банковской прозрачности:

— ужесточение комплаенса, требований финмониторинга и борьбы с отмыванием денежных средств;

— подключение страны к сети автоматического обмена информацией;

— усиленная двусторонняя кооперация с теми юрисдикциями, в которых спрятаны капиталы.

Именно так и произошло с Аргентиной. Там были подписаны договоры о налоговом сотрудничестве и обмене налоговой информацией со США и Швейцарией, в которых, по мнению властей, были спрятаны капиталы. Схожий пример с Индонезией (договор с Сингапуром) и Италией (договор со Швейцарией).

Какая программа предлагается в Украине

Название законопроекта, внесенного президентом, указывает на заявленные цели: стимулировать детенизацию, повысить налоговую культуру граждан и собрать в бюджет единоразовый сбор.

По сути, законопроект – микс программы добровольного раскрытия активов и налоговой амнистии.

Налоговая амнистия и добровольное декларирование стали реальностью. Чего ждать /Фото 2

Основные параметры предложенной программы в Украине

Что это значит и что с этим делать

У нашего государства есть то самое окно возможностей и уникальные условия: затишье перед налоговым штормом. Мы находимся накануне запуска режима контролируемых иностранных компаний (КИК), который планируют ввести с 1 января 2022 года. Ориентировочно в 2022–2023 году произойдет присоединение Украины к сети автоматического обмена налоговой и банковской информацией в режиме CRS (Common Reporting Standard).

Момент запуска программы рассчитан весьма логично: перед «тектоническими сдвигами». Сама программа вполне отвечает «лучшим практикам» ОЭСР и рекомендациям МВФ.

Достигнет ли государство поставленных целей? Определенные соображения заставляют думать, что массового возврата капитала из-за рубежа не произойдет. Капитал часто находится за рубежом по соображениям, выходящим за рамки налогов: инвестиционный климат, защита права собственности, справедливый суд.

Получится ли выполнить фискальный компонент и собрать налоговые доходы в бюджет от амнистированных активов? Здесь тоже есть сомнения: для массового участия граждан в программе необходимо доверие. С доверием к власти, особенно к налоговой, все не очень хорошо. Не добавляют оптимизма и уголовные дела, возбужденные после так называемого налогового компромисса 2014–2015 годов, несмотря на заверения и гарантии тогдашней власти.

Влияние программы на налоговую мораль общества в долгосрочной перспективе просчитать непросто. Многое зависит от коммуникационных усилий правительства. Пока их не видно, а сроки начала программы озвучены амбициозные: с 1 сентября 2021 года.

Интересно, что по сравнению с предыдущей версией законопроекта, период времени для квалификации PEPs (чиновников) как таковых, что не имеют права принять участие в Программе, сужено. В окончательной редакции речь идет о PEPs, которые Занимаюсь должности в любой год, начиная с 2010. В предыдущих редакциях — с 2005.

Читайте так же:
Договор беспроцентного займа между физическими лицами образец бесплатно

Налоговая амнистия и добровольное декларирование стали реальностью. Чего ждать /Фото 3

Основные параметры предложенной программы в Украине

Что это значит для потенциальных декларантов

Стоит рационально посмотреть на свои активы и их налоговую историю. Узнать, какая сумма дохода и уплаченных налогов числится по счету в налоговой. Эти данные есть у налоговой начиная примерно с 2000-х, и сделать такой запрос довольно легко. Сделать SWOT-анализ: определить бенефиты и возможности, а также расходы и риски участия в программе. Оцифровать их и исходя из этого принять взвешенное решение.

Существуют обстоятельства, которые усложняют программу и делают ее менее привлекательной для потенциальных пользователей.

1. Полномасштабный, без каких-либо поблажек, финмониторинг: банк должен идентифицировать клиента и установить источник происхождения средств в обычном порядке. Каждый, кто хоть раз сталкивался с финмониторингом в украинских и зарубежных банках, понимает размер боли. Однако это красные линии, за которые не даст выйти ни FATF, ни МВФ.

2. Исключение из программы наличности.

3. Размещение денег на специальных счетах украинских банков до конца действия программы, что требует доверия к банковской системе и правительству.

4. Затраты на сбор и подготовку документов, которые подтверждают стоимость активов.

5. Пределы, ниже которых государство считает справедливым или эффективным не перепроверять собственных граждан (400 тыс. грн, одна квартира, одна машина и т.п.), довольно-таки низкие.

Взвешивать стоит не только риски-бенефиты участия в программе, но и неучастия тоже.

Введение программы с большой вероятностью означает усиление общего режима комплаенса – закручивание гаек. Некоторые элементы мы знаем наверняка: уже упомянутый режим КИК и автоматический обмен информацией в режиме CRS.

Кроме того, есть неявные элементы. Текст законопроекта ничего не говорит о непрямых методах: доходы рассчитываются исходя из фактических расходов и необъясненная разница облагается налогом. Возможно, по повышенной ставке.

В предыдущих попытках подойти к налоговой амнистии такие методы уже были предложены. Об этом прямо упоминает МВФ в отчете миссии за 2019 год. И их дух витает между строк законопроекта.

Иначе зачем в законопроекте есть пункт, что все, кто имел право поучаствовать в программе, но не сделал этого, своим неучастием заявляют государству, что у них нет активов с неправильной налоговой историей? Иначе зачем правительству поручено в течение девяти месяцев разработать и внести законопроект об усилении контроля за полнотой налогообложения доходов физических лиц?

Стоит принимать решение, сделав краш-тест и посмотрев, пройдет ли ваша налоговая история испытание сопоставлением расходов (активов) и доходов.

Кто и как подпадает под амнистию капиталов. Ключевые условия

Как будет устроена декларационная кампания?

Закон предполагает, что желающие открыть свои активы внесут в госбюджет одноразовый обязательный платеж. Сумму нужно рассчитать самому – исходя из стоимости имущества (к декларации нужно приложить документ, подтверждающий цену/объемы актива).

Для разных типов активов действуют разные ставки:

2,5% – для средств, инвестированных в облигации внутреннего госзайма (по сути – кредиты физлиц правительству). Это касается только облигаций, приобретенных с 1 сентября 2021-го по 31 августа 2022-го. Есть опция разделения платежей на три года, но тогда ставка повышается до 3%.

Читайте так же:
Как найти хозяина авто по номеру машины или вин-коду?

5% – для валюты в украинских банках (при «рассрочке» ставка 6%).

9% – валюта в иностранных банках («рассрочка» – 11,5%).

Важное условие – декларированию подлежат активы стоимостью от 400 000 грн (порядка $15 000), ограничение в случае с недвижимостью: от 120 кв.м. для квартир и 240 кв.м – для домов.

Подать декларацию не могут:

— несовершеннолетние (на 1 сентября 2021), а также недееспособные (или лица с ограниченной дееспособностью), и граждане, над которыми установлена ​​опека/попечительство;

— граждане, которые начиная с 1 января 2010 года, выполняют или выполняли в Украине публичные функции. В широком понимании – чиновники и госслужащие (в т.ч. силовики, депутаты, президенты). Более подробно это описано в законе «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

— лица, которые находятся под санкциями.

Какие активы можно легализовать?

Приблизительный перечень активов, которые можно внести в нулевую декларацию, прописан в п. 4 подразд. 9 4 разд. ХХ НКУ.

А вот активы, запрещенные к легализации в связи с налоговой амнистией, Закон № 1539 обозначает достаточно четко. Прежде всего запрещено декларировать активы, полученные преступным путем. Подавая нулевую декларацию, вы свидетельствуете, что указанные в ней активы получили законным путем. Да, нарушили налоговое, ЕСВшное или валютное законодательство, но собственно способ приобретения активов был законным.

Поэтому, конечно же, активы, которые были похищены или получены от любой противозаконной деятельности, в нулевую декларацию не вносятся. И от ответственности за кражу или другие противозаконные способы приобретения активов нулевая декларация не освободит. В Законе № 1539 даже специально подчеркивается, что нулевая декларация не является отдельным специальным порядком официального признания или подтверждения государством фактов возникновения, перехода или прекращения прав на активы.

То есть, говоря о легализации активов в нулевой декларации, мы говорим исключительно о налоговой легализации. Другими словами,

нулевая декларация не является инструментом легализации активов с точки зрения законности их приобретения

Да, налоговики не будут проверять источники активов, которые вы покажете в нулевой декларации. А вот банки могут проверить. В частности, в случаях, предусмотренных законодательством о финмониторинге (см. Закон Украины от 06.12.2019 г. № 361-IX).

Также физлицо не может декларировать активы, относительно получения которых начато досудебное расследование или судебное производство в связи с заведомо неправдивыми сведениями в декларации, подделкой налоговых и таможенных документов и т. п. Не может декларировать свои активы и то физлицо, активы которого подлежат взысканию как необоснованные в порядке, установленном гл. 12 разд. III ГПК.

Наконец, нельзя вносить в нулевую декларацию активы, которые имеют источники происхождения из России или находятся на счетах в российских финучреждениях. Причина этого очевидна — Российская Федерация признана относительно Украины государством-агрессором.

Что нужно знать о налоговой амнистии

Налоговая амнистия, принятая законопроектом №5153, – это освобождение от ответственности за неуплату налогов в обмен на добровольное декларирование.

То есть, если все время ваша зарплата была «белая», то есть полностью официальная и вы при этом не получали деньги «в конверте», то вам нечего декларировать. Однако, если часть дохода вы же получали «в конверте» или купили товар, недвижимость, машину или технику за необлагаемые доходы, то налоговая амнистия для вас.

Читайте так же:
УСН Доходы минус Расходы: особенности, риски и примеры расчётов

Обязательна ли она для каждого украинца

Налоговая амнистия, которая начнется 1 сентября 2020 года и продлится год, является добровольной. То есть касается только украинцев, которые избегали уплаты налогов в любой способ: работали неофициально или получали зарплату в конверте.

Однако следует понимать, что люди, которые не подали декларацию, будут считаться таковыми, которые не имеют имущества или активов, из которых не уплатили налогов. А если же имеют, то в будущем они могут столкнуться с трудностями использовать эти деньги на покупку дома, автомобиля или даже путевки на море.

Воспользуешься такой помощью государства – сможешь использовать свои деньги и избежать в будущем ответственности. Не воспользуешься – потом будешь объяснять, откуда у тебя деньги, если государство введет какие-то дополнительные нормы,
– заявил председатель профильного комитета Данил Гетманцев.

Что нужно декларировать

Нужно декларировать необлагаемые активы, которые приобрели до 2021 года, в частности:

  • валютные ценности;
  • недвижимость;
  • движимое имущество, в том числе объекты искусства;
  • доли в юридических лицах;
  • ценные бумаги;
  • права на получение прибыли при отсутствии корпоративных прав;
  • другое (банковские металлы и все, что приносит или может приносить доход).

Готівка в податковій амністії
Наличные в налоговой амнистии / Фото Unsplash

А вот наличные декларировать нельзя. Для этого нужно отнести их в любой банк и положить на счет.

На что не распространяется налоговая амнистия

  • незаконно полученные деньги – уголовные дела, связанные с отмыванием денег, торговлей людьми, наркотиками;
  • активы на территории России;
  • кражи;
  • взятки.

Какой налог придется заплатить

Налог на доходы физических лиц в Украине – 18% плюс 1,5% военного сбора. Это то, что платили украинцы, которые жили по-белому. Для тех, кто избегал уплаты налогов, предлагают такие ставки в рамках одноразовой налогового амнистии:

  • 5% на валютные ценности и активы, размещенные на счетах в банках в Украине;
  • 9%, если эти активы за рубежом.

При этом ставка существенно уменьшается – до 2,5%, – если задекларированные доходы вложить в государственные облигации Украины в период с 1 января 2021 года до 20 июня 2022 года.

Этот сбор можно оплатить одним платежом в течение месяца после объявления или разбить на 3 платежи в течение 3 лет. Но в таком случае ставка выше.

Для чего налоговая амнистия

  • Первая цель – детенизация экономики. По данным сайта Цена Государства, 40% экономики Украины – в тени. От этого страдают все: государство из-за недополучения доходов, честный бизнес, который не может конкурировать с теневым бизнесом и обычные украинцы. Поэтому налоговая амнистия в теории эту долю может уменьшить.
  • Вторая цель – это наполнение бюджета. Данил Гетманцев в интервью Главкому заявил, что на руках у населения 50 миллиардов долларов, которые они могут легализовать. Определенно, не все украинцы бросятся декларировать свои доходы, но ожидают привлечь 1 миллиард долларов в результате налоговой амнистии. Для сравнения, в бюджете-2021 заложены доходы на уровне 1,08 триллиона гривен. Из них 1 миллиард долларов – это 2,5%, что является весомой долей.
Читайте так же:
Налоговый кодекс отменяет все налоги. Их можно не платить

Как подавать?

По нормам закона декларация подается в ГНС в электронной форме – в личном кабинете есть соответствующий раздел, и с помощью цифровой подписи.

В случае с одноразовой декларацией есть некоторые особенности:

  • ее не может подать уполномоченное лицо декларанта – только он лично;
  • налоговики могут запросить дополнительную информацию, пояснения или подтверждающие документы, по налоговому адресу, который человек укажет;
  • после того, как декларация уже была подана, до 1 сентября 2022 г. есть окно для подачи уточняющей, которая аннулирует изначальную. Подается она в течение 20 дней в том случае, если налоговики обнаружили логические или арифметические ошибки, которые, в том числе, привели к недоплате или переплате налоговых сборов. Можно внести уточняющую декларацию и по собственной инициативе, если декларант дополнительно вносит средства на спецсчет.

Срок на принудительное взыскание транспортного налога

Право на принудительное взыскание появляется у инспекции, если обязанность по уплате налога не исполнена налогоплательщиком в срок. Причем в отношении транспортного налога такая обязанность возникает у последнего не ранее даты получения налогового уведомления. Это следует из п. 2 ст. 44, п. 3 ст. 363 НК РФ.

Если срок уплаты нарушен, налоговики начинают процедуру взыскания. Сначала выставляется требование об уплате ТН. Причем срок направления требования зависит от суммы задолженности. Так, для недоимки в размере 500 руб. и более он составляет 3 месяца со дня обнаружения факта неуплаты. Если недоимка менее 500 руб., требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня ее выявления (п. 1 ст. 70 НК РФ).

На исполнение требования НК РФ отводит 8 рабочих дней, если более продолжительный срок не указан в самом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). В случае неисполнения в указанный срок налоговики вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Срок на обращение в суд — 6 месяцев. Однако начало его течения завязано на размер взыскиваемой суммы. Так, для задолженности свыше 3000 руб. он начинается с момента истечения срока, отведенного на исполнение требования (п. 2 ст. 48 НК РФ). За меньшей суммой недоимки налоговики должны наблюдать в течение 3 лет. Если в этот период сумма задолженности налогоплательщика по различным требованиям превысит указанный лимит, отсчет 6-месячного срока пойдет с даты, когда сумма перевалила за 3000 руб. Если за 3 года накопить столько долгов не удастся, срок начнет исчисляться по окончании этих 3 лет.

Когда все эти сроки истекут, право на взыскание долга контролеры утратят. Суд, конечно, может восстановить пропущенный срок взыскания, но сделает он это только по уважительным причинам (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Вы можете подтвердить сделанные нами выводы, получив пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс, и перейти к экспертному мнению.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector