Pg56.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перевозка товаров. Непростые накладные

Перевозка товаров. Непростые накладные

Обязанность доставить товар покупателю по общему правилу лежит на поставщике. Сделать это он может сам или с помощью транспортной компании. Исключение — выборка ценностей, когда покупатель получает товар в месте нахождения поставщика и сам организует его вывоз. Рассмотрим, какие накладные необходимо оформить в каждом из этих случаев, чтобы принять в налоговом учете расходы на приобретение товара и на его доставку автомобильным транспортом, а также зачесть НДС.

многих компаний расходы на покупку и доставку товаров на склад составляют значительные суммы. Поэтому важно, чтобы понесенные фирмой затраты были не только экономически обоснованы, но и документально подтверждены(*1). Иначе проблем во время налоговой проверки не избежать.

Движение товара от поставщика к покупателю оформляют товарораспорядительными и транспортными документами, для которых предусмотрены унифицированные бланки.

Так, товарную накладную по форме N ТОРГ-12(*2) составляют во всех случаях реализации товара. Она подтверждает отпуск товаров поставщиком и является основанием для оприходования этих ценностей покупателем.

В качестве сопроводительного транспортного документа при перевозке грузов автомобильным транспортом применяют форму N 1-Т "Товарно-транспортная накладная"(*3). Все юридические лица, которые эксплуатируют автотранспортные средства и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых этим видом транспорта, обязаны использовать этот документ(*4).

Согласно Гражданскому кодексу(*5), а также Уставу автомобильного транспорта(*6) заключение договора перевозки подтверждается составлением транспортной накладной.

Однако при этом форма N 1-Т предназначена не только для расчетов продавца (грузоотправителя) с перевозчиками за услуги по автомобильной транспортировке грузов. В этой накладной есть также и другой раз-
дел — товарный. На основании имеющихся в нем данных в учете грузоотправителя отражается передача товарно-материальных ценностей перевозчику, а грузополучателя — их получение. Принятие к учету товаров на основании ТТН предусмотрено Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов(*7). А согласно инструкции "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" ТТН вообще является единственным документом, служащим для этой цели (а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета)(*8). В соответствии с другим пунктом этой инструкции(*9) перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, оформленной по унифицированной форме N 1-Т. Тем самым, наличие ТТН, подтверждающей факт совершения операции и затраты по перевозке, обязательно как для отправителя груза, так и для его получателя.

Основываясь на этих нормах законодательства, налоговые инспекторы считают, что каждая перевозка товара должна подтверждаться товарно-транспортной накладной(*10). Как показывает арбитражная практика, представители контролирующих органов уверены: если ТТН отсутствует, то нет оснований не только для принятия к учету транспортных расходов, но и для оприходования товара у покупателя. А следовательно, и для отнесения стоимости покупных товаров в состав расходов в налоговом учете, а также для вычета НДС.

Насколько правомерны подобные требования? Давайте разберемся. Отдельно рассмотрим такие ситуации:

  • товар со склада продавца покупатель доставляет собственным транспортом (самовывоз, выборка товаров);
  • товар на склад покупателя доставляет продавец своим транспортом;
  • товар на склад покупателя доставляет перевозчик (специализированная транспортная компания).

Выборка товаров

Даже если покупатель доставляет товары на свой склад на условиях самовывоза, инспекторы уверены: товарно-транспортная накладная необходима(*11). При этом налоговики ссылаются на соответствующий пункт инструкции 1983 года(*12). В нем написано, что предприятия, организации и учреждения, которые осуществляют перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные по форме N 1-Т. Поэтому при доставке товаров со склада поставщика собственным транспортом ТТН должна быть оформлена.

Читайте так же:
Статья 167 УК РФ: ответственность за порчу чужого имущества

Правда, в подобной ситуации претензии налоговых инспекторов касаются в основ-ном расходов на доставку. Сам факт оприходования товаров и вычет по ним "входного" НДС в этом случае контролеры оспаривают гораздо реже. Ведь право собственности на приобретаемые товары в данном случае переходит к покупателю на складе поставщика. И ему достаточно составить только товарную накладную по форме N ТОРГ-12. А оформление сопроводительных документов по перевозке груза в этой ситуации является обязанностью покупателя.

Тем не менее, по нашему мнению, такая позиция чиновников не обоснована. Действительно, если договор поставки (купли-продажи) не предусматривает доставку (перевозку) товара поставщиком в адрес покупателя, то для принятия к учету приобретенного покупателем товара вполне достаточно и товарной накладной. А транспортные расходы при этом можно подтвердить путевым листом автомобиля. Аналогичные выводы в ситуации, когда доставка осуществляется покупателем самостоятельно, содержат и некоторые судебные постановления (см. таблицу на стр. 41). В частности, судьи указали, что составление ТТН обязательно только при условии, что товар передается покупателю от продавца через перевозчика.

Как следует из указаний по заполнению товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т), ее применяют в случаях транспортировки грузов специализированными организациями-перевозчиками. Это правило соответствует пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса и пункту 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, согласно которым ТТН оформляют именно при наличии договоров перевозки.
Очевидно, что при вывозе товара покупателем со склада продавца собственным транспортом договоры перевозки не заключаются. Суды неоднократно указывали, что товарно-транспортные накладные в подобных ситуациях оформляться не должны. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10 апреля 2007 года N А12-16215/2006-С33 сказано, что при самовывозе достаточно оформления накладной по форме N ТОРГ-12. А в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 года N 13219/06 отмечено, что экспорт товара в Белоруссию подтверждается товарной накладной, а не ТТН, если белорусы вывезли товар сами.

Товар доставляет продавец

Как свидетельствует практика аудиторских проверок, позиция инспекторов в этом случае еще более категорична. Они убеждены: когда перевозку груза осуществляет сам продавец, составлять товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т необходимо. Основание — все тот же пункт 2 инструкции от 30 ноября 1983 года, устанавливающий обязательное наличие ТТН для осуществления перевозок груза автомобильным транспортом. Если отсутствует товарно-транспортная накладная, то расходы по доставке товара до склада покупателя нельзя считать подтвержденными. Следовательно, такие затраты нельзя учесть при определении базы по налогу на прибыль.

Более того, контролеры в большинстве своем считают, что без транспортной накладной, оформленной по форме N 1-Т, у покупателя нет оснований для оприходования покупного товара и применения по нему вычета "входного" НДС.

На наш взгляд, такая позиция более чем спорна. Действительно, одним из условий, необходимых для вычета НДС, является наличие первичных документов, подтверждающих факт приобретения и оприходования товара(*13). Однако Налоговый кодекс ничего не говорит о том, какой именно документ должен быть у покупателя МПЗ для того, чтобы их оприходовать. Правила же бухгалтерского учета определяют, что хозяйственные операции, в частности поступление товара на склад покупателя, должны подтверждаться оправдательными документами(*14). Это могут быть унифицированные формы или же документы, содержащие обязательные реквизиты. И если у покупателя есть комплект документов, подтверждающих реальность совершенных операций (договор, товарная накладная, счет-фактура, приходный ордер, документы складского учета и т. п.), то у него есть все шансы выиграть спор относительно необходимости оформлять товарно-транспортную накладную. Суд будет принимать решение о понесенных расходах на основании всех представленных документов.

Читайте так же:
Восстановление после лапароскопии кисты яичника

Кроме того, при рассмотрении дела в суде компании может помочь то, что:

  • доказывать отсутствие документального подтверждения произведенных расходов на приобретение товаров придется инспекторам;
  • все противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика(*15).

И действительно, при рассмотрении арбитражных дел судьи, как правило, принимают сторону компаний. Последовательность их рассуждений в основном сводится к следующему. Если согласно договору местом передачи товара является место нахождения покупателя и он не участвует в отношениях по перевозке груза, то отсутствие ТТН как оправдательного документа для него не имеет значения. При этом оприходование товара на баланс покупателя подтверждается накладной по форме N ТОРГ-12. Такие выводы судьи делают из анализа 2 основных документов, один из которых регулирует применение (заполнение) форм по учету работ в автомобильном транспорте(*16), а другой — порядок расчета за перевозку грузов этим же видом транспорта(*17).

Как мы видим, арбитражная практика по данному вопросу — в основном на стороне организаций (см. таблицу ниже). Однако тем фирмам, которые не хотят рисковать, все-таки лучше получить товарно-транспортную накладную.

Когда товар доставляет перевозчик

Налоговый кодекс определяет, что те затраты организации, которые относятся к доставке товаров от поставщиков к покупателям автомобильным транспортом, включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией. Конечно, если они соответствующим образом документально оформлены(*18).

Согласно позиции специалистов главного финансового ведомства(*19) и налоговой службы(*20) компания, привлекающая стороннего перевозчика, не может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по доставке товаров, если они не подтверждены ТТН. Эту точку зрения поддерживают и арбитражные судьи. В качестве характерного примера можно привести постановление ФАС Волго-Вятского округа(*21). Несмотря на то что компания представила в суд другие документы, которыми она обосновывала транспортные расходы, доказать факт перевозки она не смогла. Правда, тут на руку инспекторам сыграло и то обстоятельство, что не все сведения, указанные в документах, были достоверными.

Однако есть примеры и противоположных судебных решений(*22). Изложенная в них позиция уже была нами рассмотрена: отсутствие товарно-транспортной накладной (при наличии путевых листов и других подтверждающих перевозку документов) не означает, что транспортные расходы организация не может учесть в целях налогообложения прибыли.

Мы, в свою очередь, все же рекомендуем оформлять обе накладные в случае, когда груз доставляет перевозчик. Ведь ТТН утверждена как форма учета работ в автомобильном транспорте и не заменяет первичный документ, принятый для учета операций по реализации товаров по форме N ТОРГ-12. Одной же товарной накладной в данной ситуации, на наш взгляд, также недостаточно.

При самовывозе правомерно оформлять передачу товара накладными по форме N ТОРГ-12

Пост. ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2007 N А56-48241/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.08.2007 N А19-1410/07-52-Ф02-5061/07

Транспортные расходы при самовывозе можно подтвердить путевыми листами

Пост. ФАС Северо-Западного округа от 28.12.2006 N А13-16213/2005-19,
от 03.11.2006 N А56-41823/2005

Товар, который поставщик доставляет сам, без привлечения организации-перевозчика, можно оприходовать на основании формы N ТОРГ-12 (при этом условия, дающие право на вычет "входного" НДС, не нарушаются)

Пост. ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2007 Ф04-6998/2007 (38982-А45-41), ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2007
N А56-2231/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2007
N А19-3655/-07-40-Ф02-4968/07

Допустим, поставщик осуществляет доставку товара до склада покупателя собственным автомобильным транспортом. Налоговые расходы включают в себя и затраты по доставке товаров. Факт движения товара от поставщика к покупателю оформляется товаросопроводительными и транспортными документами. В целях налогообложения прибыли для учета указанных расходов необходимо наличие документов, подтверждающих факт поставки товара и оказания транспортных услуг в соответствии с заключенными договорами поставки и перевозки груза. Таким образом, для обоснования расходов на приобретение товара в налоговом учете необходимо наличие ТТН, оформленной в соответствии с законодательством.

Читайте так же:
Новый закон о межевании земельного участка на бесплатной основе

Транспортная и товарно-транспортная накладная

ТТН (товарно-транспортная накладная) – это первичный сопроводительный документ, который необходимо выписывать, если грузоотправитель передает товар покупателю путем перевозки транспортным средством. ТТН нужна не только в тех случаях, когда присутствует третья сторона (автотранспортная организация). Накладную, сопровождающую груз во время его транспортировки, надо составлять, если функцию автоперевозки берет на себя грузоотправитель.

Документ имеет унифицированную форму, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 (форма № 1-Т). Документ составляют в четырех экземплярах. Все экземпляры накладной передаются участникам процесса перевозки груза:

  • продавцу документ нужен для списания стоимости отгруженных товаров (он оставляет себе один экземпляр после выписки накладной);
  • покупатель при помощи ТТН оприходует полученные товары (документ ему передает водитель автомобиля);
  • для автотранспортной компании накладная служит основанием для проведения расчетов с заказчиком перевозки груза;
  • четвертый экземпляр также передается перевозчику, он будет использован в качестве основания для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю транспортного средства.

Транспортная накладная (ТН) – составляется согласно форме, утв. постановлением Правительства России № 272 от 15.04.2011 г. Оформляется в 3-х оригинальных экземплярах – для отправителя, перевозчика и получателя продукции. В отличие от ТТН, она не содержит подробного товарного раздела, где расписывается номенклатура перевозимой продукции.

Если перевозка сопровождается транспортной накладной, то для подтверждения транспортных расходов заполнять еще и ТТН не требуется. В то же время, недостаточно оформлять вместо ТН форму № 1-Т – первичным документом, подтверждающим транспортировку товара, является именно товарная накладная.

Кто оформляет транспортную накладную

Транспортные накладные обычно выписывает организация, которая заказывает перевозку груза (грузоотправитель). Заказчиком может быть продавец или сам покупатель. К примеру, если покупатель заказал перевозку в транспортной компании, то он будет грузоотправителем и составит транспортную накладную. С 2021 года в роли грузоотправителя может выступать и экспедитор.

В договоре перевозки стороны могут выбрать, кто будет выписывать накладную. Например, поручить это самому перевозчику.

Готовые решения для всех направлений

Магазины

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Склады

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Маркировка

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

E-commerce

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Учреждения

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Производство

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

RFID

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Читайте так же:
Что делать с просроченным огнетушителем - Портал по безопасности

ЕГАИС

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Сертификация

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Инвентаризация

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Другое

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Что такое товарно-транспортная накладная

Товарно-транспортную накладную оформляют к транспортной накладной (постановление Госкомстата №78 от 28-11-97). Но с 2013 года этот документ перестал быть обязательным (информация №ПЗ-10/2012 Минфина), хотя многие компании продолжают использовать его — и в таком случае использование формы 1-Т должно отражаться в учетной политике.

Обязательна ТТН только при перевозке алкоголя и спиртосодержащей продукции, этилового спирта (подп. 1 п. 1 ст. 10.2 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ). В противном случае перевозка и сама поставка алкоголя признается незаконной. Партию алкоголя сопровождают также справками, сертификатами и декларациями, но ТТН также необходима. Даже если груз перевозят собственным транспортом и только между складами компании.

Из ТТН сведения о партии алкоголя поступают в систему ЕГАИС по контролю за оборотом алкоголя, на базе ТТН создают декларации по «алкогольным» сделкам. Накладную заполняют на каждую отдельную партию алкоголя, отдельно каждому получателю, даже если перевозят их одним транспортом.

В товарно-транспортной накладной один раздел посвящен сведениям о товаре, другой — о транспорте:

  • в товарном разделе указывают данные, которые нужны отправителю товара для его списания с учета, получателю — для оприходования;
  • в транспортном разделе указывают данные для перевозчика и отправителя: число мест, погрузочно-разгрузочные работы, стоимость услуги перевозки.

Заполнение транспортной накладной

При заполнении транспортной накладной следует отражать всю информацию, касающуюуся груза и его перевозки. Сегодня используется унифицированная форма N 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Документ условно делится на две части. В первой части указывается информация о товаре, важная для грузоотправителя и получателя:

транспортная накладная. Synerdocs

Во второй части содержатся данные об используемом транспорте, нужные для компании-перевозчика:

транспортная накладная. Synerdocs

Долгое время форма N 1-Т оставалась неизменной, но в 2011 году с утверждением Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ от 15.04.11 № 272) был введен новый бланк транспортной накладной. Оформляется он в том случае, если перевозкой товарно-материальных ценностей занимается отдельно нанятая транспортная компания.

транспортная накладная. Synerdocs

Транспортная и товарно-транспортная накладная: мы такие разные, но мы так похожи

Транспортная и товарно-транспортная накладная: мы такие разные, но мы так похожи

Практика использования и возможности для перевода в электронный вид ТрН и ТТН.

При перевозке груза наемным транспортом компания-отправитель чаще всего использует один из двух документов — транспортную или товарно-транспортную накладную. Давайте разберемся, чем они друг от друга отличаются, а в чем есть схожие черты.

Для чего нужен документ

Транспортная накладная (далее — ТН) подтверждает заключение договора на перевозку между заказчиком грузоперевозки и исполнителем.

Товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) необходима грузоотправителю для списания товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ) со своего склада, а грузополучателю — для оприходования ТМЦ.

Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей. Транспортный раздел определяет взаимоотношения заказчиков грузоперевозки с транспортными компаниями и непосредственно с водителями, которые выполняют заказ.

Форма документа

Количество разделов

Транспортная накладная содержит в себе 17 основных разделов, а товарно-транспортная накладная — лишь 2 раздела.

Читайте так же:
Этапы ликвидации, ликвидационная комиссия

В соответствии с разделами есть возможность внести наименование товара, массу и его количество, отметить указания грузоотправителя, комментарии и оговорки со стороны всех участников перевозки (грузоотправителя, водителя, транспортной компании, грузополучателя).

Также можно указать сопроводительные документы на груз, например, УПД, сертификаты качества и др. Для этих целей есть специально выделенный раздел.

Накладная может содержать в себе информацию о переадресовке, стоимости услуг перевозчика и даже информацию о принятии заказа к исполнению.

Что примечательно, перевозимые товары, как правило, не указываются позиционно, а обозначаются общим наименованием с информацией о грузовых местах и массе. Например: «Изделия макаронные. 280 мест, 2200 кг»

Содержит в себе два основных раздела — товарный и транспортный. В последний вносится информация аналогичная той, что указана в транспортной накладной. При этом есть возможность внести данные о погрузочно-разгрузочных операциях и их расценках.

Товарный раздел включает в себя подробную информацию о перевозимом грузе (номенклатурный номер, количество, цена, единица измерения и общая стоимость поставляемых грузополучателю товаров).

Количество экземпляров

Постановление N 272 говорит о том, что: «Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика».

Согласно Постановлению Госкомстата N 78 при перевозке грузов автотранспортные организации должны оформлять ТТН по форме № 1-Т. Количество зависит от того, сколько участников состоит в этой цепочке. Оформляется, как правило, не меньше 4 экземпляров.

Однако практика показывает, что компании-перевозчики и грузоотправители предпочитают перестраховываться и создают ровно столько накладных, сколько сторон участвует в перевозке.

Подписание

ТН подписывают основные участники грузоперевозки:

● транспортная компания (перевозчик).

● сотрудник, разрешивший отпуск товара со склада,

● сотрудник, отпустивший товар со склада,

● главный (старший) бухгалтер,

Из практики

Большинство компаний используют именно транспортную накладную, а первичные документы (счета-фактуры и товарные накладные) отправляют своим контрагентам в электронном виде.

ТТН используется, когда номенклатурных позиций в товарной части не так много, или же если контрагенты, например, грузополучатели, ставят жесткие условия по использованию именно этой формы документа. Также есть ряд специфических обстоятельств, когда контрагенты обязаны работать именно с ТТН. Например, разъяснением Росалкогольрегулирования от 08.07.2011 сообщается, что транспортная накладная не является сопроводительным документом, удостоверяющим легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и компании обязаны составлять товарно-транспортную накладную по форме 1-Т.

В целом, на рынке сложилась тенденция к отказу от ТТН в пользу ТН. Чаще всего это связано с тем, что все больше компаний использует для обмена первичной документацией сервисы электронного документооборота. Данный вариант взаимодействия позволяет отказаться от многостраничных ТТН и существенно экономить на бумаге. Возможно, бизнес бы отказался и от бумажных ТН, но на сегодняшний день нет законодательного регулирования этого вопроса. Подробнее об изменениях в сфере перевозки грузов можно почитать в моем интервью порталу «Логистика в России».

В сервисе Synerdocs уже сегодня все участники рынка грузоперевозок могут обмениваться транспортной накладной в электронном виде, и подписывать её различными видами электронной подписи.

Это не только значительно ускоряет бизнес-процессы, но и позволяет соблюсти все требования законодательства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector