9 ключевых этапов составления правильной характеристики на работника
9 ключевых этапов составления правильной характеристики на работника
Характеристика на работника — это официально оформленный документ, в котором дается оценка профессиональным и личным качествам работника, описывается трудовой путь и общественная деятельность сотрудника. Характеристика может быть составлена по просьбе самого сотрудника или по запросу внешних источников. Итак, как правильно написать характеристику на работника?
Для чего и куда нужна?
Современное общество диктует свои правила и для того чтобы устроиться на успешную работу уже недостаточно иметь высшее образование, как это было много лет назад.
- способности и индивидуальные качества работника;
- заслуги перед организацией;
- качества, присущие сотруднику;
- чего можно ожидать от его деятельности в дальнейшем.
Итак, характеристикой с места работы называют документ, в котором изложена информация о профессиональных навыках сотрудника, его достижениях и личных качествах.
Последствия для работника
Характеристика с предыдущего места работы сотрудника часто требуется как в различные государственные службы, так и частным компаниям. Она может понадобиться при трудоустройстве на новую работу по трудовому договору или по совместительству. Иногда ее нужно подготовить для судебного слушания – гражданского или уголовного. Соответственно, последствия для работника после вынесения отрицательной оценки его трудовой деятельности могут быть самыми разными. Особенно это касается тех случаев, когда сотрудник хотя бы раз привлекался к материальной ответственности. За это его даже могут не допустить до работы с финансами.
Неприятные последствия могут ждать и претендентов на работу в органах внутренних дел, где, как известно, более суровые критерии отбора. А если характеристика предназначалась для разбирательства в суде, то она, как правило, приобщается к материалам дела и оценивается вмести с остальными доказательствами. В результате негативный отзыв может настроить суд против вас, что приведет, например, к отказу в усыновлении ребенка или лишению родительских прав.
Однако у вас есть право оспорить отрицательную характеристику, который составил ваш бывший работодатель, если сведения, указанные в ней, не соответствуют действительности и порочат ваши честь, достоинство и репутацию.
Для этого нужно составить жалобу в Комиссию по трудовым спорам или напрямую обратиться в прокуратуру. Но будьте готовы к тому, что вам придется доказывать, что в вашей ситуации имел место личный конфликт с экс-руководителем, и у него есть какие-либо основания распространять недостоверную информацию о вас.
Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2007 года судебная практика, специализация Трудовое право и трудовые споры.
Образец составления характеристики
Характеристика, составляемая руководством по запросу суда, может быть положительной, негативной либо нейтральной. Это и есть оценочное суждение, но суд сам определяет содержание документа.
Характеристика должна иметь подпись руководящего лица, и, если на производстве (компании, фирме) имеется круглая печать, ее также поставить в документе.
Основные факторы, которые отмечаются в характеристике:
• личные данные сотрудника, сведения о семейном положении;
• образование;
• сколько сотрудник работает на данной работе, каких карьерных успехов он достиг;
• указываются все трудовые достижения, награды, повышение квалификации, благодарности;
• также указываются все дисциплинарные взыскания, выговоры и т. д. (если были зафиксированные нарушения в работе);
• если было прохождение военной службы, указывается (со всеми награждениями).
Что представляет собой характеристика с места работы и для чего она нужна?
Характеристика с места работы — документ, в котором указываются сведения о сотруднике: послужной список, достижения, оценка способностей, деловых качеств и отношений с коллективом, награждения и взыскания. Потребоваться такая бумага может в следующих случаях:
- для внутреннего использования — характеристика нужна при рассмотрении вопроса о повышении сотрудника в должности, увеличении оклада, вручении благодарственных писем и грамот или, наоборот, понижении в должности или окладе, вынесении взыскания;
- при устройстве на новую работу (по просьбе нанимателя) — предполагается, что информация, указанная в документе прежним руководством, поможет принять решение относительно трудоустройства специалиста;
- по запросу уполномоченных органов (судов, отделов опеки и попечительства, военкомата и прочих) — характеристика необходима в том случае, когда работник выступает ответчиком по иску, участвует в разрешении трудовых споров, претендует на усыновление ребёнка и так далее.
Кроме того, по просьбе специалиста документ может быть составлен для консульства, если человек запрашивает визу, или банковской организации, когда решается вопрос о предоставлении крупного кредита.
В зависимости от своего содержания характеристика может быть:
- положительной,
- отрицательной,
- нейтральной.
Положительная характеристика поможет сотруднику устроиться на новую должность и продвинуться по карьерной лестнице, добиться смягчения наказания при рассмотрении дел в суде, получить визу или кредит. Отрицательная же станет серьёзным препятствием для достижения целей работника.
Характеристика при дисциплинарных проступках
Если сотрудник сделал что-то нехорошее в организации и проводится внутреннее расследование, работодателю придется в итоге принять решение о том, какому наказанию подвергнуть человека за его дисциплинарный или иной проступок.
В этом случае готовая характеристика на сотрудника сослужит ему хорошую службу и смягчит гнев руководства. Если человек совершил проступок случайно, но известен коллегам как прекрасный работник, добрый и внимательный человек, трезвенник и так далее, то наказание для него может быть выбрано легкое, а иногда даже чисто символическое.
Образец
Пример отрицательной характеристики на работника
К примеру, отрицательная характеристика на работника может быть написана так:
Павлов Анатолий Валерьевич 1985 г.р. был принят на работу в ООО «Тонкосуконная фабрика им. Петра Алексеева» на должность товароведа.
С первых дней работы Павлов А. В. показал себя конфликтным человеком. Он регулярно выражал несогласие с устоявшимися на фабрике методами работы. В результате это стало причиной конфликта с коллегами, который был предотвращен начальником склада.
В дальнейшем Павлов А. В. неоднократно появлялся на рабочем месте в нетрезвом виде. В итоге ему был вынесен строгий выговор, последнее предупреждение и наложен штраф. Однако это Павлова не остановило и в итоге он был уволен.
Не рекомендуем Павлова А. В. на работу, связанную с материальной ответственностью, до проведения лечения от алкогольной зависимости.